При знакомстве с этой большой армянской семьей кажется, что попадаешь в восточную сказку. Невозможно устоять перед улыбками и обаянием нескольких пар глубоких выразительных черных глаз и не улыбнуться в ответ.
В семье Роберта и Асмик Швамонян пятеро детей. Четыре дочери и сын. Старшей дочке Лиле 20 лет, младшей Саре - всего восемь месяцев. У всех ‑ карие глаза, в отца, а не в зеленоглазую маму Асмик (в переводе с армянского - «Жасмин»). За эти самые зеленые глаза и полюбил ее много лет назад глава Роберт.
- Влюбился с первого взгляда! ‑ рассказывает он. ‑ Она младше меня на 7 лет. Ей было 15 лет, мне ‑ 22. Я уже из армии вернулся, служил, кстати, в Казахстане, два года строил космодром «Байконур». Три с половиной года ждал, когда моя невеста подрастет и закончит школу. Тогда и поженились, а уже на следующий год родилась первая дочка. Благодарю Бога за то, что послал мне такую жену: красивую, мудрую, верную. Сколько трудностей мы с ней пережили ‑ и всегда вместе. Советуюсь с ней по любому вопросу. Что делать, к кому и куда пойти, как тратить деньги... Это любовь. Любовь обязательно должна быть в каждой семье. На ней все и держится.
- Каждый ребенок ‑ это счастье, - продолжает Роберт, ловко управляясь с Сарой, которая на руках папы сразу успокаивается. ‑ Всегда помогаю жене. Было время, что и подметал, стирал... Для меня это не проблема. И ночами не спал, когда у детей зубки резались или температура поднималась.
- Профессионал! В пятый раз нянчится, уже натренировался, ‑ добродушно подтрунивает над мужем Асмик и ставит на расшитую скатерть восточные угощения: тушеную фасоль с соусом, сырокопченую бастурму, лаваш, торт.
Папа в семье ‑ авторитет. Он одобряет, он дает советы. Детей воспитывает в строгости, в уважении к старшим, по национальным обычаям. В традициях армян не оставлять своих детей на произвол судьбы, направлять и участвовать в их жизни.
Все самые важные вопросы решаются на семейном совете. Самовольность не допускается. Роберт удивляется, что многие молодые пары в России сегодня живут в гражданском браке, а их родители с этим мирятся. Рассказывает историю о том, как одна армянская семья вернула невесту ее родителям по причине того, что девушка оказалась не девственницей…
- Не люблю гордыню. Это самый большой грех. Она разрушает семью, да и человеческую жизнь, - откровенничает он. - А вот скромность украшает. И стремление помогать. Надо уважать других людей. Думать: «А что было бы, если б ты оказался на их месте в трудную минуту?» Когда отдаешь добро ‑ оно вернется. Грубость, хамство не приемлю. А еще больше ‑ национализм, унижение по национальному признаку.
- Если родители воспитывают ребенка аккуратно, грамотно, то он многое усваивает и свое место в обществе знает. Знает, как поступать, как себя вести, как общаться, с кем дружить, что отвечать. Каждый может стать хорошим специалистом. Но важнее быть хорошим человеком. Это Божий дар.
В Россию семья Швамонян переехала пять лет назад из-за того, что в их родном армянском городе Арташат негде было работать.
- После переезда я понял, что Россия теперь - это не та страна, которую я знал в былые времена, - рассказывает Роберт. ‑ Все изменилось. Регистрация, квоты, очереди... А ведь мы с женой родились в Советском Союзе, и русский язык для нас как родной.
Непросто было обживаться. Мы взяли во Владимире две мастерские по ремонту обуви, одежды и стали работать. Я привык все делать по закону, чтобы мои дети не стеснялись выйти на улицу и сказать, кто их отец. Тем более что сам был на госслужбе, в Армении работал инспектором финансового отдела. Но столкнулся с трудностями ‑ разные люди ставили преграды. У нас был патент, и за него мы платили деньги. Но оказалось, что мы не можем оказывать бытовые услуги. Для разрешения на временное проживание надо было устраиваться куда-то еще на работу. Но не брали из-за того, что работодатель должен был оформить кучу документов. Я ходил к начальникам, сидел у подъезда и просил взять хотя бы простым сапожником, чтобы не думали, что я безответственный человек и хочу нарушать закон.
Потом были еще трудности с оформлением ИП. Требовалось три года прописки. Но, к счастью, все мытарства с оформлением вида на жительство два года назад помог завершить тогдашний начальник регионального управления миграционной службы Андрей Григорьев.
- Дали шесть месяцев на оформление, сказали, по мере возможностей, - продолжает многодетный отец. - Я не знал тогда, что это значит. Но только когда столкнулся с госпошлинами, платными медкомиссиями, заявлениями, понял, что возможности - это деньги. В общем, за оформление вида на жительство на шестерых: нас с женой и четверых детей ‑ пришлось заплатить 70 тысяч рублей. Но больше жаль потраченного в очередях времени. Зачастую чиновники просто сидят, не обращая внимания на то, что люди часами ждут приема…
Теперь глава семьи хочет получить для всех ее членов российское гражданство. Тем более что младшая дочка Сара родилась во Владимирском перинатальном центре и больше всех имеет право называться гражданкой России. Но пока в материнском капитале и ряде пособий на дочку Асмик отказали…
Старшие дети Лилия, Самсон и Анжела закончили 9 классов в Армении, получили там «корочки» - кто о начальном, кто о среднем профессиональном образовании. Лиля ‑ парикмахер, Самсон ‑ сапожник, Анжела ‑ дизайнер-флорист (плюс она закончила курсы по маникюру во Владимирском колледже). Их профессии у нас востребованы. Но вот высшее образование для них пока, к сожалению, недоступно. Учиться можно только платно, а таких возможностей у семьи нет. Но ребята не унывают. Помогать семье ‑ это прочно заложено отцом.
12-летняя Рузанна успешно учится во владимирской школе, у нее много друзей. Девочка перешла в 5-й класс, отличница. Показала свое портфолио ‑ с успехами в учебе, спорте, английском языке и общественной жизни. В папке - толстенная стопка дипломов и благодарностей. «Совершать добрые поступки ‑ значит помогать людям, пусть даже совсем чужим. Это делает жизнь светлее и радостнее», - написала девочка на одной из страниц о своей жизненной позиции.
Сейчас армянская семья снимает трехкомнатную квартиру. Но Роберт надеется, что в будущем ему удастся получить участок земли под строительство собственного дома. И его отцовские старания и устремления должны увенчаться успехом.
Почему-то после знакомства с ним в этом у меня нет даже и тени сомнения.