18 августа 2016 в 18:42

Зачистка памяти?

Фото: Полины Ганцевой
На Князь-Владимирском кладбище сносят оградки и памятники. Втихую. Без «объявления войны». Даже глава администрации города Андрей Шохин, когда «ВВ» обратились к нему за комментариями, сказал, что должен прежде выяснить у подчиненных, что там происходит. В краеведческом отделе Центральной городской библиотеки, где занимаются исследованием Владимирского некрополя, о массовой зачистке на мемориальном кладбище тоже узнали от нас.

Так что же происходит на Князь-Владимирском? Многие захоронения вдоль асфальтовых дорожек там уже лишились ограждений. Срезанные оградки лежат штабелями вдоль аллей. «Приговоренные» элементы кладбищенского благоустройства помечены красными ленточками. Как объяснили рабочие МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг», сносятся не только оградки, но и старые памятники, поврежденные и с нечитаемыми надписями.

- Кто решает судьбу захоронений? - спросили мы.

- Мастер, - ответили рабочие. Они, правда, уверяли, что ухоженные захоронения вне опасности. А у покойных, память о которых стирается с лица земли, мол, родственников уж точно не осталось, раз на могилах нет следов заботы. А еще работники МУПа нам рассказали, что перед ними поставлена задача прорубить проходы к могиле матери Ворошилова и к воинскому мемориалу.

Старое городское кладбище, безусловно, требует благоустройства. Но подход к делу, прямо скажем, граничащий с кощунством и вандализмом. Во-первых, по отношению к настоящему, потому что это делается тайком от жителей. И люди, придя навестить своих предков, часто просто не находят могил. То, что «накладки» случаются, подтвердил организатор работ - муниципальное казенное учреждение «Служба по вопросам похоронного дела».

- Если находятся родственники, и у них есть претензии, то мы возвращаем все на свои места, - сказал нам его замдиректора Андрей Беляков.

А если родственники заметят пропажу перед следующей Пасхой? А если они живут в другом городе и приезжают навестить могилы родных в День Победы? Как и что будут возвращать через год?

Во-вторых, подобный подход чудовищен по отношению к прошлому. Вызывает недоумение уровень принятия решений. Вопрос о сносе объектов на мемориальном кладбище принимают не историки и не краеведы. Хотя в структуре, подчиненной мэрии, работает группа специалистов из распущенного в 2004-м «Владимирского некрополя», которые знают на кладбище каждый камень и понимают его ценность. У них уже готов путеводитель по кладбищу. В нем данные 5 тысяч анкет, заполненных жителями Владимира, 25 лет научной работы целого коллектива.

Но с этими специалистами в тонком вопросе благоустройства памятника культуры (статус присвоен кладбищу депутатами ЗС) никто не посоветовался! Захоронения под снос пускает работник сферы ЖКХ среднего звена! А главный критерий, определяющий их судьбу, - степень ухоженности.

- Нельзя с кондачка решать такие вопросы! - возмущена краевед, специалист по Владимирскому некрополю Валентина Титова. - Ограды, изготовленные до 1917 года, ‑ это историческая ценность. Они не подлежат уничтожению вне зависимости от их состояния.

Валентина Ивановна не исключает, что в процессе т. н. «благоустройства» уже могли быть потеряны захоронения известных горожан. Ведь когда в свое время могильную плиту дедушки Льва Толстого достали из-под земли, надпись на ней едва читалась. Памятник участнику Первой мировой 26-летнему поручику Жданову, которого хоронили всем городом, валялся на одной из аллей под ногами у прохожих. А на камне с надписью «Благодарные пациенты» тоже нет имени человека, погребенного под ним. По нынешней логике все эти находки должны тоже идти под снос? А в свое время их спасли как раз Титова с коллегами и владимирскими школьниками, которые трудились на кладбище каждое лето вдумчиво и кропотливо.

Никто не спорит: закрытое в 1966 году кладбище нуждается в благоустройстве. И все понимают, что лес оградок мешает вывозить упавшие деревья, да и просто передвигаться по кладбищу. Очевидно, что за расчистку кладбища с удвоенной энергией взялись после июньского визита туда мэра Ольги Деевой и субботника. Дело вообще хорошее, давно назревшее, но почему-то, как это часто у нас бывает, воплощение нормальной идеи носит характер кампанейщины, бессмысленной и беспощадной.

Между тем Титова уже более 10 лет добивается возрождения попечительского совета кладбища, куда вошли бы краеведы, общественники, представители ВСМЗ, мэрии и ритуальных служб. Такой совет существовал до революции, и некоторые его члены покоятся как раз на этом кладбище. Будь такой орган сейчас, вряд ли появился бы повод для этой публикации.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
вчера в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…