- Александр Викторович, какова ваша общая оценка состояния здравоохранения в регионе?
- Есть формальные критерии, по которым оценивается система здравоохранения в том или ином субъекте РФ. Это степень и динамика выполнения «майских» Указов Президента, а также демографические и интегральные показатели.
По «майским» Указам во Владимирской области - стопроцентное выполнение. Но в целом же регион в середине соответствующего рейтинга по стране. По всем показателям ситуация достаточно стабильна. Удалось добиться и определенных успехов. Так, например, у нас наблюдается снижение смертности от заболеваний систем кровообращения и пищеварения, от туберкулеза, при травмах в результате ДТП и даже в онкологии.
Показатель общей смертности - 16,4 на тысячу человек населения ‑ стабильно снижается и не растет. В абсолютных цифрах, по числу сохраненных жизней, мы прибавляем. Причем идет снижение смертности среди людей трудоспособного возраста ‑ а это один из главных показателей. А поскольку процент трудоспособных людей старшего возраста в регионе велик, для нас это очень важно. Замечу также, что для улучшения демографии необходимы миграционные процессы, а они будут происходить в случае улучшения экономической ситуации и привлечения инвестиций.
- Какова, по-вашему, основная проблема здравоохранения в регионе сегодня?
- Конечно же, кадровая. Дефицит медиков, увы, продолжает сохраняться. Да, мы наблюдаем небольшой прирост кадров, который произошел за последние два года, но необходимо закрепить эту тенденцию, чтобы она шла по нарастающей...
...В области выстроена целая система социальных льгот для медиков. Это социальная ипотека, компенсационные выплаты по 500 тысяч рублей по программе «Земский фельдшер», доплаты за съем жилья. Плюс - практически у многих главных врачей сегодня есть ключи от квартир, и не только для врачей, но и для фельдшеров. Наша задача ‑ улучшить материально-техническую базу лечебных учреждений. Сейчас у нас идет ремонт многих больниц и ФАПов.
Достаточно много мы сделали по родовспоможению. Отремонтировали роддома, женские поликлиники. В каких-то районах больше, где-то меньше.
- Если столько всего делается, то в чем причины негативного отношения пациентов к врачам? Как вы думаете?
- С одной стороны, я бы сказал, идет демократизация общества, его информирование. Сегодня социальные сети позволяют людям моментально обмениваться информацией, в том числе и негативной. В Интернете стали доступны медицинские знания. В результате повышается уровень знаний самих пациентов. Считаю, что в системе здравоохранения стало больше открытости - и это все привело к тому, что к врачам стали относиться так критично.
С другой стороны, система здравоохранения переведена в сферу обслуживания. Введено такое понятие, как «медицинская услуга». В прежней государственной системе с бюджетным финансированием было понятие «оказание медицинской помощи». А вот теперь - услуга... А все, что касается услуг, не вызывает доверия. К этому надо привыкать.
Кроме того, изменилась система финансирования отрасли. Деньги идут за пациентом. Сколько ты принял пациентов, как ты их принял... Оценивается и количество, и качество. Появилась новая система общения с пациентом, которому предоставлено значительно больше прав. Это определено нормативными актами, и, безусловно, является достижением общества.
Теперь скажу с позиции врача. Он имеет право на профессию, в которой присутствует не только положительный фактор от благоприятного лечения, но и фактор негативный, когда, к примеру, ему приходится сообщать родственникам о гибели пациента. Но право на профессию дает - не надо об этом забывать - и право на врачебную ошибку. И обществу, гражданам нужно быть к этому готовым. В любом случае, в системе здравоохранения очень высок уровень ответственности.
- Как вы оцениваете новое поколение врачей? Действительно ли, как многие считают, снижен уровень подготовки в вузах?
- Сам я давал Клятву врача Советского Союза. Сейчас выпускники медицинских вузов тоже произносят клятву. Она отличается от клятвы Гиппократа, но тоже предполагает повышенные требования к врачу со стороны пациента и общества. Но приходят молодые доктора новой формации. Не хочу их ругать и критиковать. Среди них немало хороших и грамотных, они многое делают в профессиональном плане. Но соглашусь, что в целом уровень снижения профессиональной подготовки есть. Но это уже проблема всей высшей школы и системы образования страны, а не отдельно медицины.
- Нужно ли жаловаться на докторов и сколько жалоб вам приходит? Их стало больше или меньше?
- Каждый человек имеет право обратиться в вышестоящую инстанцию. Жалобы есть. Считать это негативным явлением или позитивным? Думаю, скорее, позитивным. Жалобы позволяют что-то вовремя исправить. Сделать так, чтобы то, что произошло с пациентом, не случилось со вторым, третьим.
- Сложные случаи с тяжелыми последствиями: кто их разбирает, определяет и наказывает виновных?
- Да, такие случаи бывают. Они были, есть и будут. Порядок ведомственного и вневедомственного контроля (со стороны страховых компаний, Росздравнадзора и т.д.) определен четко. Для наказания нужна причинно-следственная связь, ею занимается судебно-медицинская экспертиза. Обычно ее проводят в других регионах, для большей объективности. Мы как департамент можем наказать только в рамках Трудового кодекса. А степень и тяжесть вины определяет экспертиза. Точку ставит суд. Врач должен знать: его деятельность контролируют не только родственники пациентов, но и правоохранительные органы. О расхлябанности и разгильдяйстве не может быть и речи.
- Ваше отношение к развитию платной медицины?
- Платная медицина сегодня - составляющая часть современного здравоохранения. Она гарантирована Конституцией РФ наряду с государственной. Тем более что мы наблюдаем расслоение общества, есть богатые, есть бедные. Но государственную систему терять нельзя, она выдерживает наибольшую тяжесть.
- Есть факты того, что врачи бездействуют во время бесплатного приема в поликлинике, склоняя пациентов к приему в частной клинике, где они же и лечат этих людей. Кто-то контролирует этот процесс или это дело совести конкретного врача?
- В кабинете присутствуют двое: врач и больной. И никто не может знать, как и что назначает доктор, с обоюдного согласия или нет. Для устранения подобных ситуаций надо сделать так, чтобы государственная медицина была равнозначна платной. И оборудование должно быть новое, и врач подготовленный, и сервис хороший.
Сегодня платная система обыгрывает государственную прежде всего из-за сервиса. Там больше улыбок, там приятнее. Но часто и там и там действительно принимает один и тот же врач. Однако в платной клинике у него нагрузка меньше, и денег больше платят, а оборудование такое же. Добавлю, что сегодня 28 частных медицинских организаций в регионе работают в системе ОМС и принимают пациентов бесплатно.
- Изменилась ли ситуация в оперативности «Скорой помощи»? Как обстоят дела с кадрами и санитарным транспортом?
- В этом направлении кроме кадров главное ‑ обеспечить службу санитарным транспортом. Думаю, что в этом году мы на 80 процентов с этой задачей справимся. 13 машин нам было недавно выделено по федеральной программе.
- Ваше отношение к работе с населением выездных комплексов?
- Выездные комплексы ‑ это благо при профилактике и раннем выявлении болезни. У нас есть программы «Больничный автобус» и «Медицинский десант». Можно измерить давление, сдать кровь на сахар, получить консультацию специалистов, пройти обследование. И то, что общественные благотворительные организации помогают в этом - это хорошо и правильно. С ними тоже ведь наши врачи сотрудничают. А самая важная оценка работы выездных комплексов ‑ это положительные отзывы самих людей, ради здоровья которых все и задумано.