Расписки о «несодержании»
Как только АВО устами вице-губернатора Романа Русанова объявила о мерах по нераспространению АЧС, на интернет-форумах активизировались сторонники «теории заговора». Дескать, налицо «обкатанная схема борьбы с конкурентами - сначала убрать прежних игроков рынка, а потом запустить на ту же территорию нового и крупного».
Все это фантазии. Новых свинокомплексов в области строить не собираются. Для обеспечения региона свининой достаточно трех существующих («Мортадель», ЗАО «Владимирское» и ООО «Борисовское»). Прежде всего именно их должен защитить карантин, иначе убытки отрасли будут колоссальными. Многомиллиардными. Точный размер общего поголовья «большой троицы» Русанов нам не назвал (оно варьируется), но компания «Мортадель», например, в разные годы заявляла о годовом обороте в 40-100 тысяч голов.
Впрочем, с тех пор поголовье свиней у нас сократилось. Ведь наш регион традиционно больше специализируется на КРС и птице (вот они-то растут). По данным Владимирстата, в хозяйствах всех категорий в регионе сейчас содержится 124,9 тысячи свиней. Если умножить эту цифру на 100 кг среднего веса одной хрюшки, а затем умножить на среднюю цену кило живого веса (в нашей области это 95 рублей), то выходит почти 1,2 млрд... Вот вам и потенциальный убыток...
Наш свиноводческий «крупняк», конечно, не дремлет. Во-первых, все они застрахованы. Во-вторых, на каждом предприятии т.н. четвертый, высший уровень зоосанитарного статуса: с буферной зоной, с дезобработками транспорта, с сан-
пропускниками, с полной санобработкой кормов и с обученным и проинструктированным персоналом. Персонал даже дает расписку, что держать свиней дома не будет.
167 очагов
АЧС по миру активно гуляет с 2007 года. С 2007 по 2014 год ущерб России от напасти составил миллиард долларов. Сопоставимые потери были у Испании в 1985-1995 годах, а до этого Бразилия пострадала от АЧС на $14,6 миллиарда. В России с 2007 года из-за АЧС уничтожено было около 2 миллионов свиней. Вакцины от АЧС нет, а смертность поголовья - сто-процентная. Всего с 2007 по 2016 год в нашей стране (в 37 регионах) было зарегистрировано 975 вспышек АЧС, из них 167 - только в этом году.
При этом, судя по докладам специалистов Россельхозакадемии, часть регионов риски недооценивала, за пару лет до этого сократив финансирование программ борьбы с болезнью и не согласовывая свои меры с соседями. В прошлом году большая часть вспышек АЧС в стране регистрировалась среди диких кабанов. А в 2016-м больше двух третей очагов (119 из 167) пришлось именно на домашних свиней.
Русанов говорит, что в 2015-м в области были две вспышки АЧС ‑ в Гусь-Хрустальном и в Собинском районах. Но их смогли быстро купировать. В этом году атака была мощнее. Но власти к ней, судя по всему, были готовы. Понимая, что, раз АЧС гуляет в большинстве соседних регионов (57 очагов в одной только Рязанской области), занос ее к нам был делом времени: с мигрирующими дикими кабанами, с мясом зараженных животных, с плохо обработанными кормами или нелегально приобретаемыми на откорм поросятами из эндемичных регионов.
Русанов говорит, что при мобилизации имеющихся ресурсов (например, постоянно обновляемом запасе дезинфицирующих средств) и с организацией ветеринарно-полицейских постов в буферных зонах никаких особых дополнительных расходов от бюджета не требуется. Всего, по словам вице-губернатора, во всех противочумных мероприятиях задействовано около 150 специалистов.
Миллионы на компенсации
И деньги на выплаты за отчуждаемых у граждан животных в области предусмотрены. Есть соответствующие статьи в программе развития АПК. Кстати, ее финансирование на 2016 год составляет 2,7 миллиарда рублей.
Выплаты людям уже начались. Платят по 140 рублей за 1 килограмм живого веса свиньи в возрасте до 4 месяцев и по 100 рублей за 1 кило живого веса свиньи старше 4 месяцев. Компенсация выглядит справедливой. Понятно, что хотелось бы больше. Но на рынке свинина стоит от 200 с лишним рублей за куски с костями и от 300 с лишним - за мякоть. Однако область «покупает» по одной цене всю свинью: с копытами, ушами, хвостами и всем ливером. Сравним: на специальном агросервере животных в живом весе продают по цене от 65 до 120 рублей.
Так сколько администрации региона приходится платить гражданам?
Если с крупными свинокомплексами порядок цифр составляет десятки и сотни тысяч голов, а потенциальный убыток в случае ЧС исчисляется миллиардами, то в личных подсобных хозяйствах области до начала отчуждения или добровольного забоя свиней числилось чуть больше 12 тысяч. Из них более 5 тысяч - в Вязниковском, Ковровском, Юрьев-Польском и Меленковском районах. По состоянию на 12 августа отчуждение свиней проводилось в восьми районах плюс в областном центре - всего 1449 голов. В четырех районах: Гусь-Хрустальном, Меленковском, Муромском и Ковровском ‑ выплаты уже начались, людям перечислено 4,7 миллиона рублей.
4518 голов в карантинных и буферных зонах граждане забили самостоятельно, не дожидаясь отчуждения или болезни. И правильно сделали: за заболевшую и умершую свинью никаких компенсаций им бы не дали. Еще и штраф бы назначили.
Русанов говорит, что своими действиями АВО преследовала две цели: локализовать очаги и сохранить поголовье в крупных комплексах и ЛПХ. Пока властям это удается. Но и от ответственности частников зависит очень многое. Пока этого недостает. Иначе наши люди не кормили бы свиней необработанными отходами, скупаемыми по дешевке в общепите, травой, накошенной на открытых полянах, не укрывали бы животных от изъятия.
Кстати, в карантинных и буферных территориях минимум год нежелательно заводить свиней на личных подворьях. Людям рекомендуют альтернативу: бычков, кроликов, птицу. Им АЧС не страшна.
А где-то кабанов заменяют косулями...
Недавняя вспышка сибирской язвы на Ямале переполошила всю страну. «ВВ» поинтересовались у вице-губернатора, какие еще риски для животноводства мы имеем в виду.
- Все, - ответил Русанов. - Поэтому АВО тесно сотрудничает с профильным институтом ВНИИЗЖ. Следит за своевременной вакцинацией КРС, лошадей ‑ в том числе на частных подворьях. Даже за оленями в охотхозяйстве есть соответствующий присмотр. Если вакцины от болезней существуют, мы следим, чтобы они применялись. АЧС потому и является особо проблемной заразой (в сравнении с язвой, бруцеллезом, ящуром и прочими напастями), что от нее до сих пор нет вакцины. Слишком быстро вирус мутирует. Именно поэтому эффективны только радикальные меры с тотальным уничтожением личного и дикого поголовья в радиусе 20 километров от очага. И мы здесь не первопроходцы. Например, в Белгородской области, где свиноводство намного масштабнее нашего, решили ради ее защиты вообще избавиться от диких кабанов, заменив этот охотничий ресурс не боящимися АЧС косулями. Тоже выход...