31 августа 2016 в 20:57

Директор департамента образования АВО Ольга Беляева: «Учитель призван работать с детьми не только за деньги»

Фото: Владимира Чучадеева
Сегодня День знаний. Накануне 1 сентября мы откровенно поговорили с директором регионального департамента образования Ольгой Беляевой о современной открытой школе, о профессиональном выгорании и о том, что педагогика - это, в первую очередь, призвание, а не способ заработать.

- Ольга Александровна, нескромный вопрос: какое по счету 1 сентября вы встречаете как педагог, руководитель отрасли?.. А главное - с каким настроением?

- Уже в сороковой раз День знаний для меня - особый праздник. Настроение задает и наша августовская педагогическая конференция, и профессиональная выставка, которая ее предваряет. Здесь столько всего собрано из разных отраслей... Все живое, творческое, а главное - информация, технологии. Здесь вся наша современная жизнь. Я вспоминаю выставки прошлого столетия, когда привозили и овощи, которые выращивали на пришкольных участках, поросят... Тогда были такие достижения...

Сегодня новая школа и новое время. Нужно показывать то, что востребовано, удивлять. А настроение, несмотря на огромное количество дел и хлопот, позитивное. Это праздник, и мы все в предвкушении новых впечатлений и успехов.

- После откровенного разговора премьера Дмитрия Медведева с молодежью на «Территории смыслов» гуляет шутка: «Занятий 1 сентября не будет, все учителя ушли в бизнес»...

- Такое представить просто невозможно. Я была на той встрече. Сказал Дмитрий Анатольевич это буквально, он откровенно делится своими мыслями, как один человек с другим, забыв, что перед ним - огромная аудитория, где люди имеют разные точки зрения. Он просто привел личный пример, что, будучи молодым, мог идти в адвокатскую контору за хорошую зарплату. Но он выбрал работу преподавателя. И он им был. Речь шла о том, что каждый делает выбор сам.

- А сознательный ли выбор делают молодые педагоги? Кто сегодня идет в профессию?

- В первую очередь идут те, кто хочет заниматься с детьми. Есть те, кто просто считает, что это хорошая профессия, которая пригодится в жизни. Девушки будут мамами, поэтому педагогическое образование им поможет воспитать своих детей. Но в целом у меня есть надежда, что даже те, кто идет не по душевному порыву, придя в школу, ее полюбят, полюбят своих детей, учеников. Иначе в школе работать нельзя.

- Сложно говорить об энтузиазме за небольшие оклады...

- На совещании с премьером актуальным был вопрос о зарплате учителей. Он предлагал пересмотреть и найти возможности увеличить базовые оклады. Но здесь нужно серьезно подумать. В таком случае произойдет уменьшение стимулирующих выплат. И вот тогда энтузиазм уйдет совсем. Предприимчивые и неравнодушные педагоги будут зарабатывать примерно столько же, сколько те, кто ничего активного не предпринимает. А ведь учитель призван работать с детьми не только за деньги.

- Каков портрет современного владимирского педагога?

- Это женщина, которая работает в образовании более 20 лет, имеет первую или высшую категорию, с нагрузкой 24-27 часов в неделю. Педагогов по-прежнему не хватает. Свободные вакансии у нас остаются. Требуются учителя начальных классов, физкультуры, иностранного языка. Правда, в новом учебном году у нас хорошее прибавление - 161 молодой педагог. Всего на сегодня в образовательных учреждениях работают 23 процента учителей до 30 лет, а вот пожилых преподавателей - 27 процентов. На мой взгляд, самые стойкие и грамотные педагоги приходят из педагогических колледжей.

- Встречали ли вы тех, кто просто отрабатывает часы?

- Такие педагоги всегда были. Это не от времени зависит. Есть такой термин - профессиональное выгорание. Может, учитель не очень успешен, а может, для него это тяжкий труд. Каждый раз надо себя отдать, даже плохого ученика полюбить. Нужно быть всегда в интеллектуальном тонусе, знать все новинки. Эмоциональное выгорание приводит к тому, что педагог просто ходит в школу как к станку. Не случайно учителю дали пенсию по выслуге в 25 лет стажа. Это сделано на основе серьезных медицинских расчетов. Но настоящие педагоги так врабатываются, что не представляют себя без школы. Они могут занять место секретаря, вахтера... Я недавно встретила бывшего учителя в Вольгинской школе, она дежурит на вахте - она просто не может оторваться от школы, ей нужно каждый день сюда приходить, дышать этим воздухом...

- Вольгинская школа заметно преобразилась благодаря частно-государственному партнерству с «Генериумом».

- Чтобы прийти к такому партнерству, я выезжала на частные предприятия, разговаривала о помощи школам, ведь бюджет не может потянуть все. А школа в Вольгинском меня приятно удивила. Там открыт современный спортзал, сделаны новые туалеты. В школу жители ходят, как на выставку. Это очень хороший опыт, работа «Генериумом» проведена огромная и качественная.

Вообще образование на селе и в районных центрах чувствует себя хорошо. У нас преображается школа № 1 в Петушках, которая долго была аварийной. Наконец началось строительство Великодворской школы. Если говорить о Гусь-Хрустальном районе, то глава обещал мне, что будет строить и Купреевскую школу на месте сгоревшей. На очереди Кольчугинская школа, строительство нового блока, а затем - Собинка.

- Школа сегодня стала более открытой. Создание комфортных условий зависит не только от педагогов, спонсоров, но и от родителей. Насколько тесно взаимодействуют школа и семья?

- Участие родителей в образовательном процессе всегда приветствуется. Я допускаю, что многие родители даже и не знают о том, что они могут участвовать в процессе, тем более это касается внеклассной работы, организации образовательного процесса и досуга после уроков. Если родитель считает, что ребенок должен находиться в школе целый день, то он может внести свои предложения в педсовет, как и чем его ребенок может и хочет заниматься. Такое право дано законом.

- Дополнительному образованию уделяется много внимания. Те же уроки самбо становятся популярными...

- Это пилотный проект. Не обязательно самбо будет в школах, это может быть и фигурное катание, и плавание - в зависимости от того, какой базой располагает учебное учреждение. Пока проекты пилотные, идет апробация. В целом программа «Спорт - детям» актуальна и дает свои плоды. У нас отремонтировано много спортивных залов, строятся новые спортплощадки.

- Как скоро мы полностью перейдем на электронные учебники, чтобы не таскать тяжелых рюкзаков?

- Мы выделили на учебную книгу значительные средства из бюджета в этом году, обеспечив школьников на 99 процентов. Для электронных книг мы открываем еще четыре пилотные площадки. Постепенно будем переходить.

- Сегодня получили возможность обучаться в общем классе и дети с ограниченными возможностями. Насколько это реально?

- Такое право дают новые стандарты образования. Педагог должен быть универсальным. Он должен уметь найти подход и к обычным детям, и к ребенку с ограниченными возможностями.

- В рамках одного урока?

- Да. Причем у каждого из этих детей - своя образовательная программа. Пока только 300 педагогов у нас повысили квалификацию в этом отношении. В будущем так должен уметь работать каждый. Доступную среду начали мы формировать и в дошкольных учреждениях. По федеральному стандарту, родители имеют право отдавать особенных детей в обычную школу или детский сад, по желанию.

- Ольга Александровна, «Владимирские ведомости» поздравляют вас, всех педагогов области, всех жителей Владимирской земли с этим прекрасным праздником. Здоровья вам, успехов, терпения!

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
сегодня в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…