Часто зарплаты наших бюджетников сравнивают с доходами их западных коллег. А на каком основании? Да, Россия великая держава во многом - но, увы, не в экономике. Да, мы - шестая экономика мира (по паритету покупательской способности, ППС), но в абсолютных цифрах - 12-я. В мировом рейтинге ВВП на душу населения Россия - на 48-м месте (по ППС), а в номинальном выражении - на 69-м.
Мы в одном ряду не с Европой и Штатами, а с Китаем, Мексикой, Турцией, Индонезией. Сравнивать себя надо не со швейцарцами, а с Анголой.
В принципе, здесь можно ставить точку. Наши бюджетники так мало получают, потому что так мало зарабатывает наша страна.
При этом мало (и по сравнению с западными коллегами, и по сравнению с бюджетниками России) получают и в реальном секторе экономики. Рабочие владимирских заводов в своей массе, думаете, получают больше педагогов и медиков? А водители общественного транспорта? А селяне?
Нигде и никогда в мире доходы в непроизводственной сфере не бывают выше, чем доходы в реальной экономике. «Майские» указы президента, нацеленные на уравнивание доходов бюджетников с доходами в реальной экономике, а в чем-то - на превосходство над ними - это политическое решение Путина. Оно базируется на его воле, но не экономическом законе.
Так что по мощам и елей. Страна еще слишком мало и плохо работает, чтобы платить своим бюджетным подданным больше и лучше.
И да, если учителя, например, скажут, что они-то в этом не виноваты, что они-то (в отличие от остальных россиян) работают хорошо, - они будут неправы. В конце концов, это они выучили миллионы своих сограждан неконкурентоспособными рабочими и руководителями. Надо просто понять, что все в мире взаимосвязано. Мы все зависим один от другого...
...Говорят, однажды к товарищу Сталину поступило предложение поднять зарплату медикам в СССР. Сталин ответил: «Хорошего врача народ сам прокормит, а плохому и столько хватит». Вождь был, конечно, тиран и все такое, но не дурак. И смысл его ответа не в том, чтобы не дать медикам (или шире - бюджетникам) больше денег. Смысл в том, что медикам (а шире всем нам) надо становиться настолько хорошими, чтобы народ мог и хотел нас прокормить.