7 сентября 2016 в 18:06

Коридор в бессмертие

Все знают про «дорогу жизни», связывавшую блокадный Ленинград с Большой землей по Ладоге. Но мало кто слышал о существовании еще одного пути, соединявшего город со страной, Шлиссельбургского транспортного коридора. Это была железная дорога, по которой город за время блокады получил до 75 процентов всех грузов. Этой ветки не было на картах СССР. Ее запрещалось фотографировать и снимать на кинопленку. О ее работе не упоминали в сводках Совинформбюро, молчали о ней фронтовые корреспонденты. Она родилась и умерла в секрете...

33 километра построили за 17 дней

18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов встретились в районе Шлиссельбурга и Рабочего поселка. Блокада Ленинграда частично была прорвана. Появилась узенькая полоска земли (от 4 до 8 километров), в тот же день было принято решение строить железнодорожную ветку, соединявшую внутреннюю блокадную сеть железных дорог со всей территорией страны.

Построили дорогу за 17 дней: 33 километра в коридоре, который насквозь простреливался фашистами с Синявинских высот. Поэтому дорогу в народе прозвали «коридором смерти».

Прошла она по лесам и болотам, пересекла три реки. Грунт для устройства насыпи таскали вручную - машинам было не пройти. Самым сложным участком стал мост через Неву напротив Шлиссельбурга, где ширина русла составляла более километра.

На строительстве работали 5 тысяч человек. В основном - женщины. Многие из них погибли во время артобстрелов и авианалетов. Но уже 7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград пришел первый состав с продовольствием. Его ждали два миллиона человек.

Впоследствии по ветке шло до 35 составов в сутки. Каждый заменял тысячу «полуторок». Ветка была одноколейной. В одну ночь все составы шли в Ленинград, в другую ‑ обратно. Под пулями и снарядами.

Историческая мелодрама

На «Мосфильме» студия «Стелла» снимает художественный фильм об этой дороге. Режиссер - Федор Попов. Он - автор многих картин, но широкому зрителю больше известен по «Четырем таксистам и собаке», академик киноакадемий «Золотой орел» и «Ника», член российского оскаровского комитета. На днях он принял представителей региональной прессы в своем кабинете на «Мосфильме» и показал фрагменты будущего фильма, который должен выйти в начале 2018 года, к юбилею прорыва блокады. Фильм называется «Коридор бессмертия».

- Это больше мелодрама, чем военно-историческая драма, - характеризует свое детище Попов. - Фильм ‑ о судьбах вчерашних школьниц, которые в свои 19 лет строили эту дорогу и потом проводили по ней составы. И вот эти нечеловеческие условия не мешали им влюбляться, радоваться.

Жива Мария Ивановна Яблонцева, ставшая прототипом главной героини Маши Яблочкиной. Попов встречался с ней перед съемками. Консультант картины - писатель, фронтовик, почетный гражданин Санкт-Петербурга Даниил Гранин. «Девчонки настоящие, я знал таких», - сказал он по прочтении сценария, написанного Поповым в соавторстве с писателем Дмитрием Каралисом.

В роли Яблочкиной - Анастасия Цибизова, сыгравшая Веру Холодную в одноименной картине режиссера Абасова. В фильме также снимаются Александр Яценко, знакомый зрителю по сериалу «Оттепель», испанский актер Хавьер Кальво, народный артист России Игорь Ясулович и др.

Кульминация картины построена на фактах, обнаруженных в архивах в процессе подготовки к съемкам. В апреле 1943 года по «коридору смерти» в московскую лабораторию, возглавляемую Игорем Курчатовым, из осажденного Ленинграда был доставлен первый циклотрон, созданный в 1941 году в Ленинградском физтехе и зарытый в начале войны во дворе института. С его помощью были произведены важнейшие эксперименты по созданию советской атомной бомбы.

Нашим героям было сложнее

Работа над фильмом идет уже семь лет. Сначала режиссер забраковал два сценария, потом ему самому пришлось взяться за перо.

В 2014-м проект поддержало Минкультуры. Высоко оценило Российское военно-историческое общество. Однако через год, за три месяца до съемок, выделенные на картину 35 миллионов рублей «сгорели» в Пробизнесбанке. Но съемки все равно начались. Минобороны предоставило железнодорожный полигон, где снимались эффектные сцены с использованием пиротехники. Правительство Новгородской области помогло с бесплатной массовкой. Прошли по заводам, рассказали эту историю - и люди сами захотели участвовать. Строительство переправы через Неву снимали на озере Ильмень, поскольку по берегам реки сейчас трудно найти место, свободное от коттеджей. На воссоздание моста собрали в социальных сетях 600 тысяч...

К настоящему моменту отсняли 40 смен. Студия занимается монтажом и поиском денег для продолжения съемок. Бюджет фильма в итоге составит около 150 миллионов рублей, хотя благодаря помощи спонсоров и волонтеров на экране, по словам режиссера, картина выглядеть будет вдвое дороже.

- Судьба фильма складывается драматично, - говорит Попов. - Когда мы столкнулись с этими трудностями, я утешал себя тем, что людям, про которых мы снимаем кино, намного сложнее было.

Но каждый из нас может посодействовать съемочному процессу. Жертвователям обещают подарки с фирменной символикой студии, DVD-диск с фильмом и автографами его создателей и приглашение на премьеру. Подробности на сайте: koridor-bessmertiya.ru.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
8 минут назад Суздаль вновь оказался одним из самых популярных мест отдыха россиян
По данным сервиса бронирования ТВИЛ.ру, в России популярность отдыха на базах в апреле 2024 года увеличилась на 39% по сравнению с апрелем прошлого года. При этом Суздаль вновь оказался в числе самых популярных направлен…
37 минут назад Прокуратура Владимирской области предупреждает об очередных уловках мошенников
Прокуратура Владимирской области в очередной раз призывает жителей проявлять бдительность при телефонных разговорах с неизвестными. Кроме того, в надзорном ведомстве рассказали о незавидной участи пособников телефонных м…