5 октября 2016 в 17:45
  1. Культура

Генеральный директор ВСМЗ Игорь Конышев: «Чтобы сохраниться, музей должен развиваться»

Фото: Владимира Чучадеева
Назначение Игоря Конышева гендиректором ВСМЗ в июне этого года бурно обсуждалось. Мы же, дав стартовую информацию, решили подождать, пока Конышев осмотрится на новом месте. Прошло три месяца, и «ВВ» обратились к нему за интервью. «Приезжайте!» - сказал Игорь Валерьевич - и рассказал нам о своем видении перспектив ВСМЗ.

- Каким вы увидели музей-заповедник? Что вам в нем понравилось? Что не понравилось, что, по-вашему, в ВСМЗ надо менять?

- Музей - это огромный комплекс с колоссальной материальной и предметной базой, с большим объемом хранения и экспонирования. ВСМЗ по праву входит в десятку лучших федеральных музеев страны. В том числе - и по объему посетителей, что тоже очень важно. То есть у нас есть отличная прочная база для развития и модернизации, а именно такие задачи ставит сегодня перед подведомственными учреждениями Министерство культуры РФ.

- Чем это обусловлено?

- Запросы посетителей меняются. Люди многое узнали и повидали, они приезжают и сравнивают: где и насколько музеи современны, удобны, дружелюбны. Вторая проблема - музей в России должен стать ключевой частью местного социокультурного пространства.

Миссия музея корректируется и меняется. С развитием коммуникации музей перестал быть основным источником информации о культуре и истории страны или области. Нам надо найти ответ на вопросы: чем в новых условиях должен заниматься музей? Почему человек туда должен захотеть пойти? И возможно, что сейчас в музее важен не столько сам предмет показа, сколько его качественная подача в широком смысле этого понятия. Мы должны сформировать современно организованную площадку показа, которая не надоедала бы человеку, а позволяла бы ему получать запрашиваемую эмоцию и заставляла приходить в музей снова и снова.

Увы, но на каком-то этапе интерес владимирцев к ВСМЗ снизился. И это плохо, потому что музей обязан работать не только на гостей, но и прежде всего на местное сообщество, обязан формировать городскую социальную, культурную инфраструктуру, быть ее важнейшей частью.

Сегодня жители крупных городов досуг проводят больше в торговых центрах, нежели в музеях. Но музей обязан меняться и создавать условия для удобного и комфортного досуга. Такие, чтобы человек при принятии решения, куда пойти в выходные: в мегамолл или в музей - выбрал бы музей.

- Плюс музей должен зарабатывать деньги...

- Да - потому что федерального финансирования на все нужды музея никогда не хватит. Есть государственная субсидия, покрывающая более половины наших расходов, но есть и наши внебюджетные источники, за счет которых работники ВСМЗ получают очень неплохую зарплату (в среднем начисляемая по ВСМЗ - около 37 тысяч рублей). Также за счет внебюджетных денег проводим ремонтные и реставрационные работы, устраиваем экспозиции, повышающие привлекательность музея. Мы должны зарабатывать, чтобы сохраняться и развиваться.

Но модернизация, актуализация музея - это задача. А цель - создание комфортной среды проживания во Владимирской области, которое приведет к тому, что хотя бы 20 процентов молодежи, которая сегодня уезжает из региона, будет здесь оставаться. Все важные вещи, которые должен делать музей: воспитывать патриотизм, любовь к родному месту, знание культуры - не будут применимы, если молодежь разбежится. Воспитывать будет некого.

Молодежь и учреждения культуры должны быть дружественны друг к другу, говорить на одном языке, понимать друг друга. Надо сделать так, чтобы новые поколения осознали: музей - это часть нормальной полноценной социальной жизни, часть городской среды, которая передает культурный код от старших поколений молодым. И вот тут музей - одна из лучших площадок.

- Так что делать будем, Игорь Валерьевич?

- Думать. Создавать современный внешний интерфейс ВСМЗ, улучшать его восприятие. Еще предстоит понять, какие точки роста в нем дадут нам максимальный результат при минимальных вложениях, а какие могут дать результат только в случае колоссальных вложений, которых у нас пока нет.

Отсюда - выбор приоритетов.

Что совершенно точно, то будем думать о том, как стать дружественным местом прежде всего для владимирцев. Возможно, пойдем на дисконт цены билета, когда семья с детьми пойдет в музей, заплатив только за один билет. Совершенно точно в музее должны быть кафе, сувенирные лавки и книжные магазины с разнообразным ассортиментом. Это и есть элемент того самого дружественного интерфейса.

- Люди консервативны, перемен не любят и боятся. Как сотрудники музея относятся к вашим идеям?

- Вопреки всем «страшилкам» мы никого не уволили, а наоборот, принимаем на работу. Никто не уволился. Но надо работать и над формированием «скамейки запасных», ведь многие сотрудники ВСМЗ, обладающие уникальными компетенциями, - люди предпенсионного возраста. И нам необходимо организовать передачу этих компетенций, иначе они будут утеряны. Это, кстати, проблема: где взять эту молодежь, как сделать музей привлекательным для нее местом работы? Вот почему отъезд молодежи меня так волнует: ведь уезжают, как правило, самые активные, возможно, мои потенциальные сотрудники...

Теперь - об управлении изменениями, которые - да - всегда сложны и страшны. Здесь очень важно отношение ключевых игроков, которые должны осознать важность и необходимость изменений. К чести ключевых сотрудников ВСМЗ, все они осознают необходимость развития музея-заповедника.

- Учитывая важность места ВСМЗ в социокультурной жизни региона, хотелось бы узнать: вы обсуждали с руководством области вот это все?

- Конечно. Все наши идеи воспринимаются абсолютно позитивно, поскольку, как я понимаю, они полностью вписываются в концепцию развития региона.

- ВСМЗ базируется на площадях, на часть из которых претендует церковь. Вы ведь знаете о ситуации вокруг Георгиевского собора в Гусе, где расположен Музей хрусталя. Какова ваша позиция в этом вопросе?

- Для размещения лучшей в стране коллекции хрусталя здание Георгиевского собора не подходит. И дело не в претензиях церкви, а в современных требованиях к размещению и экспонированию такой уникальной коллекции. По-хорошему нам нужно 2,5 тысячи метров современных, с хорошим светом площадей.

Поэтому ответ простой: надо, чтобы через какое-то время у Музея хрусталя появились новые площади, стилистически соответствующие коллекции, чтобы это было гордостью города, региона и всей России. И конкретно по этому объекту дело не в том, что мы никогда не отдадим Георгиевский собор, потому что он наш, а в том, что мы пока не можем его отдать, поскольку для коллекции нет лучшего помещения. Решение лежит в плоскости создания совершенно нового музейного объекта.

У нас есть еще один объект, на возвращение которого претендует РПЦ, - это Знаменская церковь в Суздале. Там у нас экскурсионное бюро. Что касается этого объекта, то мы готовы его отдать хоть завтра, было бы куда переместить наше бюро. Тем более что оно расположено неудобно с точки зрения логистики. Возможно, мы пойдем по пути покупки (за счет внебюджетных источников) подходящего здания. Возможно, будем что-то строить сами. Но это должен быть логистически логичный объект, настоящий портал в туристические возможности всей Владимирской области.

- И напоследок хотел бы прояснить ситуацию с вашей диссертацией...

- ...Которой как не было, так и нет! В ту справку министерства обо мне вкралась ошибка, но такое бывает. Я до сих пор не уверен, буду ли я защищать диссертацию. Но если буду, то она, скорее всего, станет управленческой или экономической, а не исторической. Для управленца диссертация - это наличие или отсутствие внутренней потребности в развитии. У меня эта потребность есть. Мне всегда интересно учиться и развиваться.

ДОСЬЕ «ВВ»

Игорь Конышев родился в 1968 году в Кемеровской области. Образование высшее. Есть данные, что до того, как в 2005 году стать советником руководителя «Росатома», работал политтехнологом. С 2008 по 2011 год Конышев - директор департамента и начальник управления по работе с регионами ГК «Росатом», в этом качестве бывал во Владимире, когда обсуждалась возможность строительства АЭС в Монаково. С ноября 2012 по июнь 2016 года руководил музеем-заповедником «Горки Ленинские». За это время ему удалось нарастить турпоток более чем в 3,5 раза, объем внебюджетных доходов - почти в 5 раз, а среднюю зарплату работников поднять в 3 раза.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Часть владимирцев плакала на предпремьерном показе картины Оксаны Карас "Доктор Лиза" вчера в 19:37
Байопики — сложный для исполнения жанр, особенно если прототип главного персонажа современники хорошо помнят. Всегда найдутся очевидцы, которые заявят «все было совсем не так».
Во Владимирском театре поставили одну из самых ярких историй Достоевского вчера в 14:12
Владимирский академический театр драмы на площадке Арт-дворца представил владимирской публике новинку репертуара — драму «Идиот» по одноименному роману Федора Достоевского в постановке Петра Орлова с инсценировкой Владим…
Фестивальный марафон во Владимирской областной библиотеке для детей и молодежи не останавливается 21 октября в 18:35
Коронавирус не смог парализовать культурную жизнь областной столицы. Владимирская областная библиотека для детей и молодежи проводит один фестиваль за другим. С соблюдением всех мер предосторожности и с обязательным изме…