5 октября 2016 в 17:48

Им не жить друг без друга

Взаимоотношения производителей и ретейла - тема для дискуссий не новая. О сложности попадания в сети, о практике «входных билетов», доплат за полки, возвратов непроданного товара и задержек с переводом денег за проданный знают даже далекие от отрасли люди.

Свой (чаще, чтобы не ссориться с сетями, анонимный) «караул!» производители годами транслировали в СМИ, но толку от этого было немного. Даже во Владимирской области ситуация стала меняться к лучшему только после волевого вмешательства губернатора Светланы Орловой, сразу заявившей о безоговорочной поддержке ответственных владимирских производителей и пригласившей к прямому диалогу обе стороны. На эти совещания сетей и производителей губернатор приходила лично и вопросы задавала конкретные. В итоге Орлова добилась того, что сотрудничать с местными СПК и заводами у торговли в регионе стало хорошим тоном, благо отклик со стороны граждан не заставил себя ждать: наши люди сами предпочитают покупать местные продукты.

Сохранить полтора триллиона на всех

Тем временем в унисон с владимирской практикой продвижения отечественной продукции тему постоянно прорабатывают на федеральном уровне. Поправки Ирины Яровой в Закон «О торговле» снизили потолок вознаграждений сетям в два раза - до 5 процентов, ограничили сроки оплаты товаров поставщикам (8-40 дней - в зависимости от срока годности), ввели запреты на взимание ряда доплат и навязывание своих условий производителям. Как все это сейчас выполняется, выясняли в ходе спецмониторинга в 76 регионах. Его итоги подвели на межрегиональном форуме «Честная торговля - честная цена». Кстати, именно там все действия Светланы Орловой по продвижению производителей участники приветствовали аплодисментами. А рассказали о них сами владимирские бизнесмены - участники форума, которые там и свои товары презентовали, и выясняли, когда же, наконец, устранят все главные проблемы во взаимодействии потребителей и ретейла. Важный момент: большинство ораторов явно выступали «за» производителей.

Например, первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский прямо сказал, что «торговые сети своими финансовыми аппетитами, доминированием, стремлением к монополизации зашли слишком далеко». Насколько конкретно «далеко» и дорого - озвучила председатель мониторинговой группы Ирина Яровая. По ее словам, при исключении всех возможных поборов для производителей могут быть сохранены аж 1,5 трлн (!) рублей. А это потенциальные инвестиции.

Цифра реальная. Во всяком случае, только одна компания - «Мортадель», чья агрофирма работает в регионе-33, за 5 лет выплатила ретейлу 1,1 млрд рублей. При этом, рассказала первый вице-президент «Мортаделя» Эльвира Агурбаш, сети еще и ввели бешеные накрутки на продукцию поставщика в 70-250 процентов, что, разумеется, сильно снижало ее конкуренто­способность.

Возвращаешь - отвечай

Другой пример - Владимирский хлебокомбинат, который, по словам управляющего Алексея Лялина, в 2015 году одних только ретробонусов сетям выплатил около 100 млн рублей. Все владимирские хлебопроизводители раскошелились таким образом на 220 млн (плюс 15 процентов в сравнении с 2015 годом), а все российские - на 50 млрд. Президент Российского союза пекарей Валерий Чешинский резонно называет эти суммы «упущенными инвестиционными возможностями». Но и это еще не все убытки хлебопеков! Возвраты по хлебопекарным предприятиям Владимирской области составляют в сумме около 4 тысяч тонн в год («ВВ» били в набат по этому поводу еще в 2014 году - http://www.vedom.ru/news/2014/11/05/15623-logikavozvrata).

Возвраты - это когда магазин заказывает товар на всякий случай «с запасом» и не в состоянии его продать, а потом возвращает излишки, ничего при этом не теряя. Зато теряют производители - только в нашей области упущенная выгода исчисляется десятками и сотнями миллионов рублей в год. А в целом по отрасли в стране возвраты приносят убыток в 30 млрд рублей. Отсюда и «пустяковая» рентабельность хлебозаводов - буквально на грани выживания (3,4 процента). Понятно, что инвестпрограммы с такими прибылями потянуть трудно, а не модернизироваться нельзя - потеряешь конкурентоспособность. И на чем тогда экономить? На зарплатах - то есть на коллективе? На сырье в ущерб качеству? Не вариант.

Кстати, замечает Лялин, страдает тут не только производитель: по расчетам экспертов, казна из-за возвратов недополучает порядка 9 млрд рублей в год в виде налогов.

В пересчете на зерно в течение года потери от возвратов заказанного и непроданного хлеба в России составляют около 3 млн тонн. То есть колоссальный людской труд идет на выброс! Поэтому-то Лялин считает, что необходимо на законодательном уровне прописать ответственность именно торговых сетей за возврат и утилизацию.

Ну и кто здесь монополист?

Управляющий Владимирским хлебокомбинатом назвал поправки Яровой «первым реальным шагом» и на форуме предложил внести некоторые изменения в антимонопольное законодательство. Например, обеспечить равные условия действий на рынке производителям и сетям:

- Мне кажется, надо более четко определить зоны рынка. Метод расчета ФАС - 25 процентов от количества торговых точек. Допустим, у нас, во Владимирской области, федеральная сеть имеет 160 магазинов. Чтобы ее заменить, при пересчете по количеству покупателей и товарообороту, потребуется 800 магазинов. Мы реализуем свою продукцию от Нижегородской области до Москвы. Но нашу зону рынка считают по Владимирской области. При этом мы работаем с 28 поставщиками. Какие мы монополисты? Так что необходимо уточнение критериев рынка как для торговых организаций, так и для производителей. Кроме того, обязательные поставки хлеба предприятием должны быть увязаны с такими же обязательствами со стороны торговой сети по предоставлению гарантированного места на полках. Если мы прекратим поставки ‑ на нас может быть заведено уголовное дело. Но сеть может в любой момент отказаться от сотрудничества с нами. Думаю, надо каким-то образом пересчитать зоны рынка с учетом рыночного рычага и определить, кто же все-таки монополист: мы, хлебопеки, которых в 6 секунд можно убрать из федеральных сетей, или же сети? Если мы не можем отказаться от поставки хлеба, то и федеральные сети не должны обладать правом в любой момент отказаться от нашей продукции.

Своя торговая марка ‑ штука с нюансами

На форуме обсуждали еще одну проблему: производство продукции в сетях под так называемой собственной торговой маркой (СТМ). Конечно, сами сети не производят ни сухофрукты, ни крупы, ни макароны, ни мармелад, ни сосиски. Они только реализуют такой товар, а производит его по договору кто-то другой. Эта еда обычно дешевле брендовых аналогов. Но не только потому, что там минимальные накрутки.

В кулуарных разговорах опасающиеся публично жаловаться на сети поставщики рассказывали «ВВ» о своих неудачных опытах поставок продукции в супермаркеты для производства товаров под СТМ. Уверяли, что условия были совершенно кабальные, а цена работы производителя - «копеечная».

Казалось бы, не нравятся условия - не сотрудничай с сетью, и дело с концом. Однако, как уже сказано, товары под СТМ дешевле, и люди их берут. Это не просто субъективное ощущение. Например, по данным исследовательской компании Ipsos Comcon за первое полугодие 2016 года: 56 процентов россиян стали потребителями товаров под СТМ, а доля в выручке разных сетей от таких товаров доходит до 16-20 процентов.

Алексей Лялин считает, что это ведет «к полной монополизации рынка», потому что «таким образом сети сосредоточивают в своих руках все: что продавать, где продавать и по какой цене».

Прозвучал и еще один резонный вопрос от производителя: каким образом может быть обеспечено единое качество такой марки на всей территории страны, если сеть федеральная? В разных регионах и в разных условиях производства практически невозможно добиться идентичности товара. И, дескать, что это, как не обман покупателя?

Ирина Яровая со всеми этими вопросами обещала тщательно разбираться. Так что явно «продолжение следует». Хотя то, что производители и ретейл постепенно начинают находить общий язык, - вселяет определенный оптимизм. Бенефициантом этого диалога становится потребитель.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Правила игры

Управляющий Владимирским хлебокомбинатом Алексей Лялин - о сотрудничестве с торговыми сетями.

- На рынке правила игры устанавливают власти. Поэтому основой развития наших отношений с сетями должен стать постоянный мониторинг - и обязательно с участием государства.

Сейчас у нас идет рабочий процесс по организации взаимодействия в соответствии с введенными поправками, в том числе о лимитах на премии в 5 процентов. Противодействия нет. Самые крупные из наших партнеров уже заявили о предоставлении скидки в цене за сокращение количества дней отсрочки и уменьшение ретробонусов.

По моим ощущениям, ситуация в отношении сетей к производителям меняется к лучшему.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…