Копилось годами
Чтобы понять, откуда такой накал страстей, копнем чуть глубже. «Александровские коммунальные системы» - контора в регионе-33 известная и, к сожалению, слава эта дурная: «АКС» давно уже числятся самыми большими во Владимирской области должниками за потребленный газ, долгов накопили почти на полмиллиарда рублей. Причем население райцентра платит коммунальщикам исправно, а денежки до «Газпрома» почему-то не доходят. Отлучить от рынка «АКС» сразу и безвозвратно как не оправдавших доверие потребителей нельзя, поскольку прежнее руководство района по каким-то непонятным причинам заключило с компанией кабальный договор аж на четверть века, по которому все котельные переходят под управление «Александровских коммунальных систем». За четверть века можно многое сделать, в том числе и полезного для горожан, но руководство «Александровских коммунальных систем», видимо, на первый план вывело свои личные интересы. Факт этот подтверждается уголовным делом в отношении экс-гендиректора «АКС» Александра Гудымы. В августе он был осужден за злоупотребление полномочиями и не сидит лишь только потому, что попал под амнистию.
Суд лишил Гудыму права занимать руководящие должности два года, но к моменту вынесения приговора «АКС» уже руководил Евгений Безгласный. Евгения Петровича в Александрове тоже знают и, увы, не как эффективного менеджера. Были в биографии Безгласного и привлечение к уголовной ответственности, и доведение до банкротства некогда успешных предприятий. Эти факты, конечно, никоим образом не влияют на оценку ситуации с избиением (или отсутствием такового), но помогают понять, в какой обстановке функционирует александровская «коммуналка». Добавьте к этому износ инженерных сетей и стремительно устаревающее оборудование котельных (общее место для отечественного ЖКХ), и огромные долги за газ (александровская «изюминка»).
Нерентабельность зашкаливает
Причин, почему у «АКС» возникли долги перед «Газпромом», много. Справедливости ради отметим, что это не только неумелое руководство компанией. Современная инфраструктура Александрова закладывалась совсем в других экономических условиях. Когда-то закрытый город был ориентирован исключительно на крупные заводы, в том числе и в вопросах коммунальных. Котельные предприятий питали не только производства, но и жилые микрорайоны. Заводы «кончились», жилфонд остался.
Котельная № 1, обеспечивающая энергией завод «Элекс», производит 94 гигакалории в час, и этой мощности слишком много, чтобы отапливать сотню домов и социальные объекты. Такая же ситуация и с котельной № 2. В советские времена главным потребителем для нее был завод «Искра», сейчас - 7 многоквартирных домов. Убытки колоссальные - по 10-12 млн рублей в год.
С такой нерентабельностью долго не наработаешь... Руководство района (вопросы жизнеобеспечения александровцев в их компетенции, несмотря на договор с частником) еще в 2014 году начало переговоры с «АКС». В итоге стороны пришли к соглашению: надо переключить дома (микрорайон Геологов и ул. Топоркова) от котельной № 2 к котельной № 14, которая тоже, кстати, не полностью загружена потребителями.
Мысль хорошая, но стоит денег. На прокладку новой теплотрассы требовалось 14 млн рублей. Специалисты «Александровских коммунальных систем» провели расчеты, послужившие основой для проектно-сметной документации. Новую схему коммуникаций одобрили эксперты «Владимиргражданпроекта».
Район нашел деньги. Бюджетные возможности позволили выделить средства только в этом году, а частно-государственное партнерство, увы, здесь не состоялось: «АКС» в проект не вложили ни рубля.
Но есть один нюанс
Был проведен конкурс. По его итогам подрядчиком стала владимирская фирма «Триумф». Подрядчик со сроками протянул: должен был закончить прокладку теплотрассы к 19 августа, а завершил к 28 сентября. Отметим, что к этому времени уже как десять дней было отопление во всех социальных организациях района (школах, детсадах, больницах и проч.) и начался отопительный сезон в жилфонде Струнина, Карабанова, поселка Балакирево и части Александрова.
Осень вступала в свои права стремительно - в квартирах холодало. Местные власти «вели большую разъяснительную работу с населением», население (а куда деваться?!) соглашалось еще чуть-чуть потерпеть.
28 сентября муниципалы обратились к «АКС»: «Можно подавать воду для промывки системы». Дальше, как у Жванецкого: включаем - не работает. Стали разбираться, в чем дело. Оказывается, на территории «АКС» осталось 35 метров трубопровода более узкого диаметра, чем новая трасса. На выходе теплоносителя от котельной образовалось «горлышко»...
Резонный вопрос: почему не предусмотрели замену этого участка в проекте? Потому что в первоначальные расчеты «АКС» он не вошел. Почему не вошел? Потому что на тот момент «Александровские коммунальные системы» хотели включить этот участок сетей в проект реконструкции самой котельной № 14, а потом «передумали». Передумать заставили обстоятельства.
Дело в том, что до недавнего времени «АКС» арендовали и котельные, и сети. Как мы уже знаем, с таким большим хозяйством компания справлялась, мягко скажем, не на «пятерку». Для нормализации ситуации в сфере ЖКХ в Александровском районе было создано муниципальное предприятие «Александровские тепловые системы» (МУП «АТС»), которое взяло на обслуживание все магистрали и тепловые сети райцентра. Ну и поэтому «АКС» решили вообще труб не касаться - дескать, не наше это уже, хоть и в непосредственной близости к «нашей» котельной находится.
Учитывая все это, «Триумф» и районные службы ЖКХ мобилизовали ресурсы и в рекордно короткие сроки проложили еще 70 метров трубопровода (это те же 35, но в двухтрубном варианте). Включают, не работает. Снова стали искать причину.
Хроника запуска
Причина - старая теплотрасса (32 метра) непосредственно на территории котельной. Трубы, повинные в утечке, - под землей, над ними - трансформатор, множество кабелей. Решили проложить новую (уже наземную) трассу. Мобилизовались - сделали. В 16:15 8 октября (суббота) можно было включать котельную. Директор МУП «АТС» Николай Матвеев обратился к начальнику котельной Александру Акимову. Акимов отказал, пояснив, что имеет четкие указания от Безгласного и Гудымы (!) до понедельника котельную не включать.
Народ мерз. Без отопления - 17 многоквартирных домов и детский садик. Около 7200 человек оказались заложниками ситуации. Ситуации малопонятной с точки зрения здравого смысла, ведь, казалось бы, чем раньше начнут «АКС» подавать тепло, тем раньше получат деньги потребителей. Но дело, видимо, не в деньгах... У руководства района на этот счет есть своя версия: «АКС», лишенные тепломагистралей, хотели нарастить социальную напряженность и тем самым дискредитировать власть. Александровский «холодец» стал бы очень нежелательным фоном для визита президента Путина в Ковров на спортивный форум, и оргвыводы не заставили бы себя ждать. Сторонников этой версии достаточно, но мы утверждать, что все именно так, не возьмемся: пусть это останется лишь одной из версий.
Как бы то ни было, субботним вечером муниципальные коммунальные службы, сити-менеджер района Игорь Першин и его зам Расул Бурзиев были на проблемном объекте, а руководства «АКС» там не наблюдалось. Более того, невозможно было даже дозвониться ни до главного инженера «АКС» Евгения Петрова, ни до гендиректора Евгения Безгласного. Першин, Бурзиев и директор МУП «Благоустройство» Верхов отправились на поиски отдающего приказы начальнику котельной. Безгласного они нашли в деревне Сорокино (практически в пригороде Александрова). Дальше о встрече стороны рассказывают по-разному.
Заявление в СК
Безгласный утверждает, что Першин и Бурзиев несколько десятков раз его ударили. В заявлении указывается, что «в основном удары приходились на живот и почки». «Сначала били руками, а после того, как я упал, стали бить ногами», - пишет руководитель «АКС». Также Евгений Петрович обвиняет руководителей района в вымогательстве и угрозах ему и его семье.
17 октября Игорь Першин на пресс-конференции для александровских СМИ заявил, что вместе со своим заместителем намерен обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства. По версии руководства района, события субботнего вечера 8 октября развивались иначе. Да, Першин и Бурзиев были на даче у Безгласного. Да, разговор был жестким, но без рукоприкладства. И это может подтвердить Верхов. По словам Першина и Бурзиева, Безгласный встретил их в состоянии алкогольного опьянения и сам (!) пригласил пройти в помещение. После разговора гендиректор «АКС» позвонил начальнику котельной (было уже около восьми часов вечера) и дал указания запустить оборудование. В ночь на 9 октября началось подключение жилых домов к теплу. А спустя два дня (почему так долго думал?) Безгласный обратился к правоохранителям.
...Чья версия соответствует действительности, разберется следствие: по результатам проверки будет принято решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Безгласного. Но судебных разбирательств, видимо, не избежать: помимо уже упомянутого иска о защите чести и достоинства руководство района намерено обратиться в суд на предмет расторжения долгосрочного договора с «АКС». «Закаленные» александровцы, кажется, против не будут.