- В доме всегда должны звучать детские голоса, - уверен отец Владимир. - На этом строится семейное счастье.
Мы познакомились с ним, когда он крестил маленького Володю Российского, которого забрала из Дома ребенка приемная мама. Отец Владимир был потрясен историей малыша-подкидыша и с радостью дал ему свое благословение, ведь у него самого два сына и три дочки.
Отец Владимир проводит большую работу с подростками, ведет занятия детско-юношеского объединения «Преображение» в 12 клубах по месту жительства. Кроме того, бывает в школах, колледжах, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, наркодиспансере, областной детской клинической больнице. Сотрудничает с городским Советом отцом.
- Занятия в клубах - примерно та же воскресная школа, только в будничные дни и по месту жительства, - поясняет он. - Беседуем с детьми о смысле жизни, счастье, праздниках, житии святых, о дружбе, честности, взаимоотношениях в семье. Приводим жизненные примеры. Воспитание - это питание души возвышенным…
- Получается, что вы духовный отец у многих юных владимирцев, только вступающих в жизнь. А с чего начался ваш путь?
- Мои детство и юность прошли в Юрьев-Польском. Там окончил школу и педагогический колледж. Позже - Владимирскую семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1997 году женился. С будущей женой вместе учились в педколледже.
В 19 лет мы венчались. Я еле выдержал три часа службы. Меня крутило, голова кружилась, ноги подкашивались. Была одна мысль: только бы поскорее все это закончилось. Спустя время я стал задумываться, что же со мной происходило. Сейчас понимаю: я просто был не готов к церковной молитве.
Потом стал общаться с местным священником. Так совпало, что одноклассник предложил подработать на восстановлении храмов ‑ Никитского и Покровского в Юрьев-Польском. Мы с Мариной ждали тогда первенца. Я работал в клубе заведующим детским сектором. В 1990-е за эту работу платили копейки, да и зарплату задерживали. Нужно было на что-то жить. Я согласился на реставрацию храмов и вскоре понял, что вместе с работой пришло и восстановление отношений с Богом. Это было ровно через год после венчания. Вскоре родился наш первенец, сын Дмитрий, а мне предстояло сделать серьезный выбор.
У меня было музыкальное образование, и в хоре я пел с детского сада, а тут получил приглашение петь на клиросе в церкви. Вскоре за этим - предложение батюшки вести воскресную школу. А я до этого как завсектором еще дискотеку в клубе вел. Надо было выбирать: дискотека или воскресная школа. Помню, что это было воскресенье. Так совпало, что в тот же день получил вызов для участия в программе «Утренняя звезда». Меня мама с детства готовила, что я смогу попасть на телевидение. За несколько месяцев до этого ездил на прослушивание. Решение принял ночью. На передачу не поехал. Выбрал воскресную школу…
Когда ждали второго ребенка, с трудом устроился подрабатывать грузчиком на молокозавод. Работать было непросто: мат, блат, но нужно было кормить семью. Терпел... Потом познакомился с владыкой с Севера. Он приехал к нам на Троицу служить всенощную и литургию. После службы у нас состоялся разговор, и владыка предложил поехать служить в Якутск. Решение нужно было принять быстро. В три дня сложились, свернули хозяйство и поехали. Жена была на последнем месяце беременности, старшему сыну Диме исполнилось полтора года.
Приехали в Якутск. Стоим у трапа самолета с малышом, а нас встречает женщина в платочке, как оказалось, личный водитель владыки. Привезла нас на квартиру. Три дня моя супруга не выходила из дома. Дом на сваях, из окна вид на стройку, вокруг - чужие люди. Потом привыкли, оказалось, что жили мы в центре города и цивилизация была. Позже приехал владыка, и меня в начале июля рукоположили в диаконы. А 21 июля родился сын Роман.
Мы прожили в Якутске более 7 лет. Я сопровождал в поездках владыку. В июне 2006 года появилась на свет дочка Юля. Обратно во Владимир переехали по семейным обстоятельствам: за полгода похоронили пятерых близких человек и мои мама с бабушкой остались одни. Я не мог их оставить без помощи.
- Какова, по-вашему, роль отца в семье?
- Первый сын у меня появился, когда мне было 20 лет. Семья - это малая домашняя церковь. Муж как глава семейства - патриарх церкви. Супруга - как ангел-хранитель домашнего очага, любящая жена, заботливая мать. Дети - послушные чада.
- Всегда ли они послушные?
- Понятно, что дети - наше отражение. Поэтому, если мы хотим что-то изменить в детях, надо меняться самим. Есть мудрые советы святых отцов: прежде чем что-то сказать ребенку, сначала скажи это Богу. Если ребенок упрямится, брыкается, надо относиться к нему как к ослику: уздечку ослабить. Когда он в спокойном состоянии, можно уздечку натянуть, то есть поговорить по душам.
- А наказывать детей можно?
- Можно и нужно. Наказание было во все времена. Оно должно быть разумным - за дело, без оскорблений и без гнева. Важно, чтобы ребенок четко знал, за что наказан. Он должен внять и услышать. Не слышит слов, значит, нужно физическое наказание. Чтобы ребенок не руки боялся, а, допустим, ремня. Кожей иногда быстрее понимают…
- Родителям в такие минуты трудно сдержать гнев.
- Родителям надо учиться контролировать свое состояние. Лукавый провоцирует на гнев. Любое расстройство: злоба, раздражение, ненависть, обида, печаль, уныние - это некая форма отсутствия мира. Когда ребенок раздражает, надо переждать, выдержать молитвенную паузу. Тогда ваше наказание пойдет во благо.
- Какие чувства вы испытываете как отец? Что вам дают ваши дети?
- Дети - это счастье. Они приносят радость, но иногда и переживания. Каждый ребенок в своем возрасте уникален. Оба моих сына сейчас старосты. Один учится в Санкт-Петербургском горном университете на машиностроительном факультете, второй - в 10-м классе школы № 15. Оба с активной жизненной позицией. Старший - трудяга, второму все легче дается, у него феноменальная память, собирается стать журналистом, как мой отец, много лет проработавший корреспондентом в газете «Призыв».
А дочки ласковые и смышленые. Встретят и защебечут, обнимут. Юля учится в музыкальной школе, занимается вокалом, а еще в танцевальный кружок ходит. Маша в свои четыре года лидер. Самая младшая Катюшка (ей всего восемь месяцев) пока только покрикивает. Я счастлив, что в нашем доме часто слышен детский смех. Это прекрасно!
- Каково ваше отношение к гражданскому браку?
- Гражданский брак - это ложь, которая выдается за правду. Блуд наряду с таким же страшным грехом, как детоубийство, ведет к хаосу, безответственности. Пока у нас в обществе есть гражданские браки и аборты, ни о каком полноценном счастье не может быть и речи. Господь будет насылать беды и напасти до тех пор, пока человек не поймет своего греха.
- Ваши пожелания молодым людям, которые хотят создать семью?
- Ко мне молодые люди за советом обращаются практически каждый день. Если есть любовь, то никаких сомнений быть не должно. Когда молодые люди начинают встречаться и у них завязываются отношения, сразу же надо смотреть на него или на нее как на отца или мать своих детей. Если хоть чуть-чуть сомневаешься, то не надо спешить и продолжать эти отношения. Потому что лукавый сразу подхватывает, и его задача одна ‑ осквернить, обезобразить, опошлить, разделить. На блуде счастья не построишь. Мои прадедушка и прабабушка прожили вместе 69 лет, бабушка с дедом - 56 лет.
Если хотите семейного счастья, то отношения должны быть честными, чистыми, светлыми. Любовь определяется верностью и жертвенностью. К сожалению, сегодня слово «любовь» принизили ниже некуда. Говорят: «Я люблю футбол, кино, мороженое». Но любовь - это высшее божественное чувство, это основа жизни. Это не кино...