Я познакомился с пламенной речью Константина Аркадьевича. Мне представляется, что то ли сгоряча в полемическом задоре, то ли от обычного нежелания либералов слышать отличные от их мировоззрения аргументы Райкин путает кислое с зеленым.
По-моему, очевидно, что есть свобода самовыражения, а есть работа творца по заказу. У этих видов работ как минимум должны быть разные источники финансирования. Но, раскритиковав как государственную политику в области культуры, так и право народа быть недовольным наиболее шокирующими инсталляциями, постановками и т.д. и высказывать это недовольство, Райкин настаивает на том, чтобы критикуемое им государство не снижало объема донорской помощи нашим культуртрегерам.
В конкретном случае с Райкиным это может означать (в переводе на простонародный язык): «Вы и дальше давайте нам бюджетные деньги на «Сатирикон», но отныне не смейте спрашивать с нас отчета о том, что именно и почему мы у себя ставим!»
Вы можете представить ситуацию: папа Юлий Второй или там Лев Десятый заказали Рафаэлю роспись чего-то там церковного, а он взял бы и чертей намалевал? Как минимум Рафаэлю за такую «свободу творчества» не обломилось бы ни талера из папской казны. А скорее всего, отвезли бы художника в дурку - или даже сразу на костер.
И сколько бы он ни верещал о «недопустимости цензуры» и «свободе творчества», думаю, добрые католики поддержали бы пап, а не Рафаэля.
Совершенно точно, что работа художника, оплаченная государством или иным заказчиком, должна соответствовать требованиям заказчика. Государство особенно обязано быть рачительным хозяином: оно ведь тратит не свои частные, а народные деньги. Государство должно ставить перед исполнителем (в том числе и перед художником) четкое ТЗ и оценивать качество выполнения заказа.
Но разве это цензура? По-моему, это нормальные и четкие взаимоотношения заказчика и исполнителя.
Что касается «свободы творчества», не оплачиваемой государством, то тут, конечно, цензура вряд ли нужна. Более того, она невозможна в информационную эпоху. Но...
...Но всем - в том числе и художникам - стоит помнить, что любое общество (и государство) все же поощряет не все подряд, а лишь приемлемые, нужные ему ценности. В том числе и эстетические. И напротив, общество (и государство) имеет право критиковать неприемлемые для него образцы и тенденции. Но лишать общество и государство права на свою оценку творчества художника - это тоже своего рода цензура и даже дискриминация.