2 ноября 2016 в 18:17

Заслуженный учитель РФ, владимирский педагог Юрий Малафеев: «Образование надо реформировать обдуманно»

Фото: Ирины Игнатовой
Юрий Иванович - «физик», он преподает в школе № 36 областного центра. Мы говорим с ним о современных детях и о том, что важнее: ответ или его поиск.

- Юрий Иванович, изменились ли ученики за те годы, что вы работаете в школе?

- Я начинал работать в сельской школе. Пять лет преподавал математику и физику. Сейчас пришло время, когда я учу уже детей своих учеников. Удивительным образом сохраняется схожесть между этими двумя поколениями. Допустим, у меня училась девочка, она была отличницей и просила ее критиковать. Сейчас учится ее сын. Спрашиваю его: «У тебя по физике оценки - не очень. По другим предметам тоже?» Он отвечает: «Нет! По всем предметам пятерки - и по физике скоро тоже будет пять!» И я в этом не сомневаюсь. Дети все разные. Очень умных много. Сегодня у ребенка больше возможностей развивать свои способности. Но, к сожалению, некоторые умные и успешные так зависают в Интернете, что приходится обращаться к помощи психиатра.

- Каковы ваши принципы обучения?

- Перед началом учебного года ко мне на чай приходили две мои ученицы. Одна сейчас учится в московском вузе, другая ‑ в санкт-петербургском. Я говорю: «Посуда какая-то стала плохая: налет образуется, раньше такого не было». Одна тут же выдвинула свою версию: «Нет! Это от заварки». Вторая вслед за ней: «Нет! Это вода плохая!» Я думаю: надо же, высказались, не побоялись моего авторитета!

В моей жизни была значимая встреча, которая повлияла на работу и принципы. Ехал я в поезде, в плацкартном вагоне. В дороге всегда кто-то выбивается в лидеры. А со мной ехали выпивавший балагур, священник-баптист, как потом оказалось, на американском обеспечении. Каждый собирал возле себя какую-то аудиторию. Выяснилось, что я учитель. А школу-то все любят критиковать. И мне высказали: мол, понавводили всяких новшеств, ничего не поймешь, детям помочь не можем. Мне обидно стало. Раззадоренный такими высказываниями, я предложил одну проблему для обсуждения…

Тема засела в голове, когда я однажды шел в школу. На улице был сильнейший туман и мороз минус 14 градусов. Мне надо объяснять про влажность воздуха. И вдруг я с ужасом подумал, что не знаю, туман сейчас водяной или ледяной? Как же: ученики-то тоже идут в школу и им тоже может прийти в голову такой вопрос?! Окончательного ответа на этот вопрос я не мог найти несколько лет. Так вот, разговор на эту тему собрал вокруг меня почти весь вагон. Я пошел покурить. За мной несколько мужиков выбегают: «Ну скажи, как правильно!» Я в ответ: «Важно, что вас это заинтересовало. Важен не ответ, а его поиски. Ищите!» Мужики озадаченно отошли: «Ну ладно… Может, в школе и действительно что-то стоящее происходит…»

- Вы хотите сказать, что самое важное в преподавании ‑ это заинтриговать, пробудить интерес к познанию мира?

- Я перед учениками ставлю проблему. Они ‑ передо мной. И мы начинаем друг друга понимать. Недавно мне один товарищ сказал: «Тебя ведь не все ученики любят». Я отреагировал спокойно, хотя несколько лет назад от таких высказываний дергался - пока не услышал от мудрого человека: «Если хотя бы два-три ученика идут за тобой, значит, ты не зря получаешь зарплату». Я подумал: и правда, это сколько ж надо огня, чтобы зажечь всех?

- Но «прожиточный» минимум знаний надо дать всем?

- С «прожиточным минимумом» тоже не все так просто. В нашей 36-й школе в профильных классах все с физикой, конечно, хорошо. В физико-математическом классе ‑ 6 часов в неделю, в кадетском ‑ 5. А в обычном ‑ 2-3. В принципе, все, что надо для жизни, человек получает до десятого класса. А дальше выбор делает. Чему учить за 2-3 часа на уроках физики в 10-11-х классах тех, кому она не интересна? По сути, с ними надо изучать историю физики в нерешенных вечных вопросах, таких как дискретность структуры вещества, двойственность цвета. Не всегда, правда, понятно, какой вопрос зацепит ученика, а какой - нет. Недавно, к примеру, ко мне один подошел и спросил: «Юрий Иванович, а вы правда считаете, что земля плоская? А почему же нигде про это не написано?»

- Это вы про плоскую землю, что на трех слонах и черепахе? Вы разыгрываете учеников?

- В этом-то и дело. Есть разница: что мы знаем и во что верим. Нам сказали, мы поверили. На самом деле важны доказательства. Люди тысячелетиями верили, что земля плоская. Потом много веков продолжались споры о том, какая она на самом деле. Я однажды выступил с этой темой на научном совете в нашем институте. После чего преподаватели физмата благодарили за то, что я не спросил их мнения по этому поводу перед студентами. «Мы не сразу нашли ответ на вопрос, как древнему греку объяснить, что земля действительно имеет форму шара», - пояснили они. Вот в таком ключе я и пытаюсь вести уроки. А еще много лет назад, после знакомства с украинскими педагогами Шаталовым, Шейманом и Кургановым, начал использовать в преподавании физики систему «опорных сигналов». Результаты вдохновляли. И по количеству поступивших в вузы, и по баллам участников олимпиад. До сих пор использую элементы этой системы.

- Вы много лет в школе. Что спасает от эмоционального выгорания?

- Меня часто об этом спрашивают. Ведь вроде бы учитель одно и то же каждый год объясняет. Но мне нравится в школе! Когда я вхожу в класс ‑ для меня каждый раз все как будто по-новому начинается. Сами дети и спасают.

- Вы строгий на уроках?

- Пытаюсь быть строгим. А успехи учеников заставляют радоваться. Само собой, мальчишкам физика легче дается. Но мне постоянно попадаются очень умные девочки. И мое хобби ‑ подготовить из них победителей и призеров олимпиад. Сейчас две девочки делают большие успехи. Одна в 8-м классе стала призером Всероссийской олимпиады по физике. Это редкий случай.

- Как вы выжили в 90-е годы?

- Мне повезло. Помогли гранты Сороса. Получил их благодаря тому, что мои ученики поступали в престижные вузы. Их просили назвать лучшего учителя. Так я и попал в рейтинг благодаря упоминаниям своих учеников. А в самый трудный год состоятельные родители-бизнесмены попросили поработать репетитором у сына в выпускном классе…

Когда у меня была большая нагрузка и репетиторство, казалось, что я устаю. Но когда поговорил с учительницей по математике, у которой нагрузка была больше. Да и забот домашних у женщины побольше, чем у меня. К тому же она воспитывала двух дочек-школьниц. Поинтересовался, как она отдыхает. Оказалось, ходит два раза в неделю в бассейн - и все. Тогда я понял, что еще хорошо живу!

В перестройку было сложно в плане сохранения идеалов. Я даже как-то обратился к одному уважаемому ученому, профессору с вопросом: что теперь ставить в центр мировоззрения? Он ответил: «Например, веру». Я познакомился с разными религиями, прочитал Библию. И понял, что важнее всего ‑ вера в людей и то, что человеку дается шанс стать лучше.

- Благополучие учителей в последнее время выросло ‑ вместе с увеличением зарплат?

- Учительская зарплата должна расти по «дорожной карте». Но при условии, что средняя нагрузка по школе - 1,6 ставки. А так как все столько вести не могут, то кому-то приходится «пахать» по две ставки и больше. Знаю, что молодая девочка-учитель физкультуры ведет 50 часов! А ведь ей еще надо когда-то на свидания бегать. Проблема молодых учителей очень серьезная. Они должны быть в школах, но их никто не ждет. По мнению администрации, опытный учитель и дисциплину лучше держит, и знания лучше дает. Как-то узнал, что в Собинском районе из шести молодых педагогов через четыре месяца работы остался один.

- Ваше отношение к реформам в образовании?

- Реформы надо проводить обдуманно и неспешно. К примеру, сейчас новый министр образования объявила, что на ЕГЭ в этом году будут отменены тесты по литературе, останется только творческое задание. А в небольшой сельской школе учительница сможет так быстро перестроиться? По слухам, и по физике тестов не останется. Но надо об этом учителей и детей предупреждать заранее. Если бы я не вмешался в квотирование для участия в региональной олимпиаде, у меня половина ребят не стали бы призерами и победителями. И потом, для учителей тоже нужно создавать условия для творчества и развития. А когда им этим заниматься с такой нагрузкой и новшествами?

В этом году обещано ввести электронные журналы. Но пока предлагается отвратительная компьютерная программа, которая не только не избавит от бумажной волокиты и не сэкономит время, но и значительно прибавит забот. Учителю некогда будет ни голову поднять, ни голос подать! Завучи же постоянно печатают базы данных ‑ когда им с учителями методической работой заниматься?

- Вы работаете в школе для одаренных детей при ВИРО? Насколько это важно?

- Эта работа очень нужна, но в системе. И оплачивать этот труд нужно достойно. Ведь речь о будущем интеллектуальном запасе страны.


Из досье «ВВ»

Юрий Малафеев родился в деревне Угор Собинского района. Женат. Двое детей. В 1981 году окончил физмат Владимирского «педа». Участник I городского конкурса «Учитель года». Много лет возглавлял педагогический клуб «Эврика» на базе института усовершенствования учителей. Преподаватель областной школы для одаренных детей. Обладатель пяти грантов Сороса. Педстаж ‑ 35 лет. Из них последние 14 лет преподает физику во владимирской школе № 36.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
16 минут назад Во Владимире завершился региональный этап конкурса «Директор года»
В нем участвовали 19 руководителей из городских и сельских школ. В нынешнем году он прошел в четвертый раз. Всего за это время его участниками стали 69 руководителей образовательных учреждений.
51 минуту назад Во Владимире появилась официальная копия картины авангардистки Ольги Розановой
Владимирский Музей непридуманных историй заключил соглашение с Государственной Третьяковской галереей, благодаря чему теперь в его постоянной экспозиции выставляется качественная копия знаменитой картины Ольги Розановой…

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.