Скепсис неуместен?
Вообще-то вопрос был поставлен неправильно. Даже если мы просто что-нибудь «импортозаместим», наши деньги как минимум не будут утекать из страны. Но замах министра Мантурова на экспорт тогда показался мне чуть ли не утопией. Внешние рынки давно поделены, и место под солнцем нашим производителям никто уступать не собирается.
Но скепсис улетучивается. Уже есть примеры, доказывающие, что все это возможно. Процветает «Генериум» из Вольгинского. Ковровский КЭМЗ выдает технику мирового уровня. Гусевский «Гусар» теснит на тендерах конкурентов уровня «Шелл». Владимирская фабрика «КИТ» со своими медицинскими масками вовсю «выживает» с рынков китайских и европейских производителей. Расширяется география поставок продукции «Ферреро» с фабрики в поселке Ворша...
Ну и что из того, что два производителя из пяти, мною названных ‑ «Генериум» и «Ферреро» - построены на деньги иностранных инвесторов? Важно то, что они - владимирские налоговые резиденты. Наращивают наш ВРП и дают работу нашим жителям. А на упаковках продукции, куда бы ее ни отправляли, стоит надпись: «Сделано во Владимирской области».
Вопрос в том, чтобы таких производств было не 5-10, а 50-100. А лучше - 500-1000. И на это направлены усилия власти: она хочет максимально расширить список владимирских экспортеров. При этом у властей уже есть готовые решения, как помочь нашим пробиться на внешние рынки. Об этом на днях губернатор Светлана Орлова и гендиректор Российского экспортного центра Петр Фрадков рассказывали местному бизнесу.
Центр даст деньги на логистику
- Экспорт для нас - тема номер один, - говорит Светлана Орлова. ‑ Мы уже экспортируем станки, оборудование, продукцию народных промыслов, лекарства, продукты питания. Но если раньше каждая организация пробивалась на внешние рынки сама как могла, то сегодня, с учетом создания Российского экспортного центра, появилась возможность решать этот вопрос системно.
Благо ведущие госкорпорации («Газпром», «РЖД» и прочие) с легкой руки Орловой с некоторых пор стали активно сотрудничать с владимирскими заводами. И тем самым подстегнули технологический прогресс последних. Благо у нас в области создана дифференцированная несырьевая экономика, где развито все: от сельского хозяйства и производства продуктов до станкостроения и стройиндустрии. И благо в данном случае - упавший курс рубля, сделавший многие наши товары конкурентными по цене.
- Если произведенная в регионе-33 стиральная машина при равном качестве стоит в 2 раза дешевле западного аналога, любой европеец предпочтет именно ее. Не зря экспорт бытовой техники в этом году у нас вырос в 2 раза. В принципе, любой владимирский товар может быть востребован на внешних рынках, - говорит губернатор.
Фрадков подтверждает:
- Довести до внешних рынков поможем. Но важно поддержать качество товаров на мировом уровне...
Помогает Российский экспортный центр не только словом (консультации, юридическое сопровождение), но и делом. Например, выделяет субсидии экспортерам на компенсацию части их затрат на логистику. И явно попадает с этим в яблочко. Например, представитель «Асконы» называет дорогое логистическое плечо (из-за размеров России) одним из главных факторов, сдерживающих развитие экспорта.
Правда, пока в приоритете по этой мере поддержки от РЭЦ автопром, авиапром, производители сельскохозяйственной и железнодорожной техники. Данные отрасли в кризис больше всех «просели». Спрос на их продукцию на внутреннем рынке упал, но вот в мире - сохранился. Эксперты просчитали, сколько машин наши заводы могут произвести, с каким интервалом способны наращивать поставки, каким будет эффект с каждой единицы поставленной техники...
С «мелочевкой» (едой, игрушками) так же масштабно просчитать пока сложно. А кроме того, махнуть рукой на эти отрасли нельзя, поскольку они стратегические, на них завязаны огромные цепочки производителей компонентов по всей стране.
Но Фрадков сказал «ВВ», что другие отрасли в экспериментальном порядке в следующем году тоже могут претендовать на субсидии по логистическим затратам на экспортные поставки. Надо обращаться в РЭЦ.
Предусмотрены также субсидии на выставочную деятельность и на патентование продукции за рубежом. А кроме того, власти явно понимают важность продвижения местных брендов ‑ будь то участие в главных мировых выставках или реклама на ведущих интернет-площадках.
- В Китае 15 процентов товаров народного потребления продается на электронных площадках вроде «Али-Баба», - говорит Фрадков. - Надо продвигать там не только конкретные товары, а весь бренд «Сделано в России».
Готовность к двум рынкам
«ВВ» поинтересовались у Фрадкова: а если нашим производителям создадут слишком тепличные условия для экспорта, не оголит ли это внутренний рынок? Но Петр Михайлович считает, что востребованность продукции сподвигнет наших бизнесменов расширять производство, чтобы насыщать оба рынка: и внешний, и внутренний.
Вице-президент «Владимирского стандарта» Павел Антов говорит: Фрадков прав. Тот же «Владимирский стандарт» сейчас растет по объемам на 50 процентов в год, но все равно не успевает насыщать растущий спрос внутри России. И при этом компания задумывается об экспорте, уже держа в планах возведение новых производственных комплексов, чтобы насытить и Россию, и зарубежье.
- Зачем же выбирать между рынками, если можно и нужно работать на обоих? - считает Антов. - Надо просто как следует к этому готовиться.
Но готова ли Европа к владимирской колбасе? Бизнесмен улыбается:
- Во всяком случае, в Страсбурге депутаты Совета Европы нашу колбасу уплетали с удовольствием.
Другой пример успешного экспортера - «Ферреро Руссия». Фабрика в Ворше изначально строилась для насыщения рынка России и части СНГ (Беларусь, Казахстан). Но теперь компания расширяет географию поставок. В этом году конфеты из Ворши поехали в Узбекистан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению. В денежном эквиваленте получился двукратный рост экспорта. И соответственно - очередной виток роста объемов производства. Все это пошло на пользу области, потому что налог на прибыль в этом году у «Ферреро Руссия» вырос аж в три раза. При этом директор воршинской фабрики Мауро Падовани говорит, что имеются и дополнительные возможности для наращивания производства.
Конечно, с продвижением продукции «Ферреро» проблем нет ‑ бренды давно знамениты на весь мир, а качество продукции одинаково высоко на всех фабриках компании, чем владельцы и менеджмент особенно гордятся. Но для нас важна именно фабрика в Ворше. Светлана Орлова рассказала о диалоге в уже упомянутом Страсбурге:
- Подходили итальянцы к нашему владимирскому стенду и спрашивали: «Это наши конфеты. При чем тут Владимирская область?» А мы им: «Нет, вот это как раз наши конфеты!»
Прямая речь
Петр Фрадков, гендиректор «Российского экспортного центра»:
- Есть конкуренция товаров на внешних рынках. А есть конкуренция систем поддержки экспорта. Любая самая открытая рыночная экономика имеет жесткую и понятную систему поддержки своих товаров за рубежом. Мы должны своим создать условия не хуже, чем у их конкурентов. И мы начали выстраивать такую систему.
Светлана Орлова, губернатор Владимирской области:
- Три года назад наши текстильные фабрики без госзаказа не выжили бы. А теперь они выходят на рынки Южной Америки, Азии... Надо посмотреть меры поддержки выхода на экспорт по «сувенирке», по сельхозпродукции, по пищепрому. Наши шоколад, мороженое, печенье ‑ вот что пошло хорошо. Главное ‑ поддержать качество и работать над упаковкой и продвижением.
Алексей Лялин, управляющий «Владимирским хлебокомбинатом»:
- Мы видим, насколько большое значение губернатор придает выводу владимирской продукции на федеральный и мировой уровень. За это можно только поклониться ей. Губернатор всегда приглашает нас в состав делегации представлять свою продукцию. Не делай она этого, о нашем существовании мало кто знал бы.