Всякое действие, тем более с участием бюджетных денег, должно осуществляться ради каких-то важных целей по ясному, реальному и контролируемому бизнес-плану. Эти цели могут быть, по большому счету, только экономическими, социальными или имиджевыми.
В применении к футболу бюджетные деньги, вливаемые в «Торпедо», теоретически могут рассматриваться либо как инвестиции (в расчете на то, что клуб со временем выйдет хотя бы на самоокупаемость), либо как оплата нужных народу зрелищ (в формуле управления народом «Хлеба и зрелищ» последние никто не отменял), либо как расходы на имидж региона и города, которым удалось создать команду мечты.
Но даже во втором и третьем случаях расходы конечной целью имеют экономику. Предполагается, что фанаты успешной команды производительнее работают, а добрый имидж приносит городу и региону известность, которую можно конвертировать в новые деньги.
Но бюджетные вливания в «Торпедо» абсолютно неэффективны, поскольку не решают ни одной из трех этих задач. «Торпедо» с такой игрой и с таким уровнем менеджмента никогда не станет самоокупаемой командой (в мире финансово успешных клубов вообще единицы). «Торпедо» с такой игрой не дает нам положительного эмоционального заряда (и наш труд становится только хуже, да и число самих фанатов стремится к нулю). Наконец, «Торпедо» с такой игрой не может создавать положительный имидж ни региону, ни городу.
Учитывая качество игры «Торпедо», скудные времена и политическую волю президента (на спортивном форуме в Доброграде Путин прямо призвал регионы и компании с госучастием сократить расходы на профессиональный спорт), учредители, на мой взгляд, должны перераспределить бюджетные расходы от наших колченогих «профессионалов» в интересах детских школ и тренеров.
- А как же большой футбол во Владимире? - спросите вы. На мой взгляд, заслуживает внимания идея одного из депутатов Госдумы: если фанаты хотят, чтобы в городе был профессиональный клуб, пусть сами его и оплачивают. Сколько наберут денег, столько игры и получат.
А бюджет сэкономит в нашем случае несколько десятков миллионов рублей.
И найдет им более эффективное применение.