Комментируя ситуацию, Мазанько напомнила, что подведомственный ей ДИЗО в процессе государственных закупок выполняет техническую работу определения поставщика, и поэтому вопросы - для кого и с какой целью покупается тот или иной товар - нужно адресовать заказчику. Мазанько еще раз напомнила, что закупка мебели для спальни и ванной комнаты была отменена решением губернатора. Товар общей стоимостью 1 миллион 892 тысячи 534 рубля был возвращен поставщику из Кемеровской области.
Журналисты попытались упрекнуть Мазанько в том, что Владимирская область закупила за три года товаров и услуг на сумму более 113 миллионов рублей в Кемерове - то есть в регионе, где прежде работала Мазанько. Этот факт Елену Ивановну совершенно не впечатлил. Она парировала:
- За три года мы провели закупок на 66 миллиардов рублей. Давайте посмотрим, а сколько выиграли поставщики Владимирской области, Москвы, Санкт-Петербурга? И ведь, напомню, по 44-ФЗ нет географического ограничения для закупок, - сказала Елена Мазанько.
А мы подсчитали: получается, что кемеровчанам досталось всего 0,17 процента от общего объема владимирских областных закупок. Такая вот «объемная коррупция». Кажется, некоторым нашим коллегам, прежде чем будоражить публику, неплохо было бы научиться считать на калькуляторе...
Была еще одна тема: она касалась перевода с должности руководителя ГБУ «Управление административными зданиями АВО» на пост начальника управления по социально-хозяйственному обеспечению АВО Наталии Мельник. Ранее именно Мельник получила выговор от Орловой за ту самую закупку «золотого ершика». Некоторые СМИ расценили эту кадровую перестановку как повышение по службе. Мазанько же сказала следующее:
- Мельник сузили рамки. Раньше она осуществляла закупки из двух источников: бюджетного и внебюджетного. Теперь она будет закупать товары и услуги для нужд АВО только на бюджетные деньги.
При этом, подводя итоги работы за 10 месяцев года, Мазанько отметила рост числа нарушений при применении 44-ФЗ. Одно из самых распространенных ‑ стремление заказчиков «покупать владимирское» в ущерб конкуренции. Нередки и попытки использовать при описании предмета закупки характеристики, не предусмотренные ГОСТом. ДИЗО проводит «работу над ошибками» с чиновниками, отвечающими за гос- и мунзаказ. В помощь специалистам предложены даже проекты заказов. А сами закупки в области централизованы, т.е. проводятся комиссией из шести сотрудников ДИЗО и по одному представителю от департаментов здравоохранения и соцзащиты. Иногда туда дополнительно вводят обученных представителей заказчиков.
Такой подход приносит результаты. Из 271 жалобы на действия комиссии в этом году подтвердилась (и то не окончательно) только одна. Более 80 процентов закупок совершается через электронный аукцион, они абсолютно прозрачны и исключают «человеческий фактор».
Большая проблема при этом ‑ поставка некачественных продуктов питания в социальные учреждения региона. Более 40 процентов того, что привозят в больницы, детские сады и интернаты, непригодно в пищу. И это не частное мнение, а результаты официальной экспертизы. Заказчики, по мнению Мазанько, работают грамотно: продукты не принимают, поставки не оплачивают. Тех, кто регулярно привозит тухлятину, включают в реестр недобросовестных поставщиков. Таких компаний в реестре уже более 80.
В среднем на госконтракт в этом году было по 3,9 претендента. Показатель конкурсности растет все последние три года. За счет конкуренции в 2015 году удалось сэкономить около 1,5 миллиарда, а за 10 месяцев этого года - более миллиарда бюджетных рублей.