Было, стало…
То, что было с дорогами до середины нулевых, и то, что мы видим сегодня, ‑ просто небо и земля. Есть вопросы к некоторым муниципальным магистралям, но дороги федерального значения, региональные и межмуниципальные становятся все лучше. Это признают все автомобилисты.
Оставим федеральные трассы федералам, а вот магистрали между городами области и межпоселковые дороги ‑ это зона ответственности ГБУ «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области».
- В результате хронического недофинансирования, а также бездумного увеличения нормативной нагрузки на ось с 6 до 11,5 т дороги были доведены до такого состояния, что непонятно было, за что браться в первую очередь. Направления вместо дорог были везде и всюду, состояние одинаково ужасное. Требовалось приводить одновременно всю дорожную сеть если не к нормативному состоянию, то хотя бы к тому, чтобы вообще была возможность проехать, - вспоминает начальник «Владупрадора» Михаил Климов. - Выделяемые средства и размазывались на латание этих дыр. Цель была - хотя бы спасти. Уже потом перешли к серьезным работам по реконструкции и капитальному ремонту трасс. За последнее время мы здорово подтянули дороги. Это и автомобилисты отмечают, что для нас является лучшей оценкой нашего труда.
Приоритеты
Первым делом «Владупрадор» взялся за транзитные магистрали, от состояния которых зависит развитие экономики региона. Удобная логистика ‑ один из определяющих факторов при выборе объектов для инвестиций. Но и нагрузка на такие трассы выше.
Привели в порядок трассы Владимир ‑ Муром ‑ Арзамас, Владимир ‑ Александров, Киржач - Кольчугино, Владимир ‑ Гусь‑Хрустальный. Сегодня дороги, связывающие областной центр с райцентрами и их между собой, приличного качества.
Проектируется обход вокруг Киржача. А строительство обхода вокруг Мурома решило и проблему с городскими дорогами. Транзитный транспорт пошел в объезд, и если раньше средства на дороги, заложенные в бюджете округа, из года в год тратились на восстановление одних и тех же улиц, регулярно разбиваемых транзитными фурами, то теперь власти округа и эти дороги восстановили, и за строительство тротуаров и освещение принялись.
Большое значение имеет и строящийся в настоящее время обход деревни Бараки. О том, какое облегчение испытают жители этого населенного пункта, когда сплошной поток грузовиков и автобусов перестанет их терроризировать, и говорить не стоит. Но и для тружеников «баранки» обход станет долгожданным подарком. Вместо того чтобы мучиться полчаса в регулярно возникающих пробках, этот участок можно будет пролететь на скорости за 2-3 минуты.
По плану сдача объекта назначена на 2019 год, но при удачном стечении обстоятельств обход и развязка на Гусь-Хрустальный могут быть введены в эксплуатацию на год быстрее. Земполотно почти полностью закончат уже в этом году, часть земполотна уже выполнена в щебне и даже начато укладывание нижних слоев покрытия из асфальтобетона. Кстати, покрытие запроектировано трехслойное. Нижние слои из пористого асфальтобетона, а верхний ‑ из более прочного и устойчивого к механическим нагрузкам щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА).
Практически готов и путепровод на гусевской развязке.
И еще приятный момент ‑ пока строительство идет в основном за счет федеральных денег.
- У нашего губернатора Светланы Юрьевны Орловой отлично получается пробивать федеральное финансирование. И мы стараемся сделать побольше на федеральные средства, а областные «дорожные» деньги потратим на ремонт дорог к сельским населенным пунктам, - планирует Климов.
Кстати, благодаря лоббистским талантам главы региона-33 мы уже в этом году получили ощутимую пользу от системы «Платон» - 200 млн рублей. За счет этих средств отремонтировано более 37 км дорожного покрытия в Судогодском, Александровском и Юрьев-Польском районах.
Всего же ремонт дорожного покрытия в этом году проведен с применением традиционных технологий - на 289 км дорожной сети (в прошлом году отремонтировали около 150 км), а с применением ЩМА ‑ 76 км.
Важно, что активно используются при новом строительстве и реконструкции трасс современные технологии: геосинтетика, с помощью которой закрывается капиллярный подъем влаги и изолируются гравий и песок, большое внимание уделяется устройству дренажа и мелиоративным сооружениям, для покрытия трасс используется ЩМА. Много применяем битумной эмульсии, полимерно‑битумные вяжущие, для разметки дорог используем кроме краски горячие и холодные пластики, устраиваем шумовые полосы перед опасными участками.
И к селу, и к городу
- Несколько похуже обстоят дела с подъездами к деревням. Но и там ведется работа. Начали с тех дорог, где есть регулярное автобусное движение. У нас существует программа развития областного дорожного хозяйства. По ней мы и движемся, - говорит Климов. - Приоритеты расставляются в зависимости от интенсивности движения, востребованности трассы. Сейчас начали реконструкцию дороги Рождествено ‑ Просеницы ‑ Городищи в Меленковском районе.
На этой трассе дорога доходит только до деревянного моста, проезд автотранспорта по которому невозможен, а потому автомобильное сообщение тут разрывается, после моста фактически и дороги нет. Теперь мостовой переход через реку будет выполнен с использованием арочной гофрированной трубы. Срок ввода этого объекта ‑ 2018 год.
В этом году завершена реконструкция мостов через реку Идрус в Вязниковском районе (на 28-м км автодороги Вязники - Сергиевы Горки ‑ Татарово), заканчивается строительство моста через реку Каменку в Янево (Суздальский район), еще два моста были капитально отремонтированы, текущий ремонт проведен на 4 мостовых сооружениях. Отремонтировано 12 водопропускных труб, еще 15 аналогичных сооружений подверглись капитальному ремонту и реконструкции.
Большой объем работ выполнен и по освещению участков автотрасс, проходящих через сельские населенные пункты, освещено 24 км дорог. И эта работа продолжается. Установлено 65 павильонов на остановках, до конца года цифра увеличится до 75.
Значительно улучшилась дорожная навигация и состояние разметки. В 2016 году по заказу «Владупрадора» выставлено более 3 тысяч знаков, выполнено около 4 тыс. км разметки, вывезено мусора с трасс на сумму более 30 млн рублей.
За качество ‑ особый спрос
Особое внимание уделяется контролю качества выполнения работ подрядчиками. На сегодняшний день у «Владупрадора» единственная в области сертифицированная лаборатория. Ни одна «процентовка» не подписывается без заключения экспертизы. Весь брак устраняется еще до приемки за счет подрядчика.
- Качество работ в целом значительно выросло за последнее время, хотя отдельные случаи недобросовестности еще встречаются. Но сейчас это обходится дороговато. Недобросовестные подрядчики весь брак, выявленный в течение гарантийного срока, переделывают за свой счет, плюс платят штрафы. В прошлом году мы собрали пени и штрафов на 16 млн рублей, за счет чего частично укомплектовали собственную лабораторию необходимым автотранспортом и оборудованием. В этом году «улов» пожиже ‑ около 13 млн. Стараются, не хотят на штрафы попадать, - шутит начальник «Владупрадора».
На гарантии у «Владупрадора» как заказчика сегодня 463 объекта. И все они постоянно мониторятся. Замечания и претензии в 2016 году были предъявлены по 53 объектам. Своевременно устраняют дефекты практически все подрядчики. На сегодняшний день остался один нерадивый. В настоящее время готовим документы для внесения его в реестр недобросовестных подрядчиков.
Обычные герои
А всего в ведении «Владупрадора» 5162,5 км дорог различной категории. Кроме того, еще 202 моста и 5 путепроводов общей протяженностью более 8,7 км. И за всем этим огромным хозяйством следят 120 сотрудников предприятия.
- Я очень благодарен этим людям, - признается Михаил Климов. - За скромную зарплату они работают как в полувоенной организации: в любой момент могут быть мобилизованы по тревоге: и в ночь, и в выходные. У нас нет спокойных сезонов. Летом наши подрядчики работают в две-три смены, невзирая на выходные, а их нужно постоянно контролировать. Значит, и наши сотрудники работают в таком же режиме. Зимой во время снегопадов ‑ постоянные авралы. И снова наша диспетчерская служба и инспекторы дежурят круглосуточно.
От всего сердца поздравляю их и всех наших коллег ‑ добросовестных подрядчиков, производителей дорожно-строительных материалов, сотрудников дорожного департамента области ‑ с юбилеем дорожно-строительной отрасли. Желаю всем нормального человеческого счастья, здоровья, благополучия, а нашей отрасли ‑ достойного финансирования. Ну а мы своим трудом сделаем поговорку про «две вечные беды России» неактуальной.
Екатерина НОСОВА.