Общественники предложили представителям власти поговорить о брендировании культурного наследия и отражении в городском пространстве богатейшей истории Владимира. В диалоге принял участие вице-губернатор Михаил Колков. А параллельно на главной площадке «Бу!Феста» можно было пообщаться с популярными современными писателями. И на наш взгляд, это было «самое вкусное».
Гостями фестиваля в этот раз стали автор «Дозоров» Сергей Лукьяненко, фантаст, поместивший события своего романа «Кочевница» во Владимир, Дмитрий Лазарев, ивановская писательница Дарья Зарубина. Но мы побеседовали с Романом Злотниковым, книги которого читают в Кремле и цитируют на планерках в московской мэрии. Отставной офицер, он работает в жанре фантастики и фэнтези. Излюбленный его прием ‑ «попаданец», когда сюжет основан на перемещении главного героя из одной исторической эпохи в другую. Злотников ‑ обладатель множества премий: «Фантаст года» в
2011-м, «Самая популярная фантастическая книга» и «Бестселлер года» - за «Маневры неудачников» в 2010-м, «Самый популярный автор «Рунета» в 2010-м,
премии «Аэлита» в 2013-м. И это далеко не полный список его наград.
- Роман Валерьевич, как вам удалось заслужить популярность у высокопоставленных читателей?
- В конце 1990-х, когда я точно понял, что не уеду из страны, я понял еще и то, что мне не нравится она в нынешнем ее состоянии: с дефолтом, коррупцией, разрухой, переделом собственности. И тогда я стал описывать страну, какой бы я хотел ее видеть. После выхода первой книги из цикла «Империя» мне позвонили из Института стратегических исследований. Я, видимо, создал эмоцию, но они кое-что взяли. Например, реформу армии. Не 100 процентов, конечно, как там написано, но процентов на 80. Тогда у меня в читателях появились Кириенко, Собянин, ну и, вроде как, самый главный ‑ тоже.
- Есть ли обратная связь?
- С Путиным мы встречались в рамках VII съезда Книжного союза. Это была встреча с наиболее рейтинговыми писателями в сентябре 2011 года. В ней участвовали Улицкая, Донцова. Из фантастов были трое: я, Сергей Лукьяненко и Вадим Панов.
Не знаю, насколько я тогда был внятен и убедителен, но этой осенью мои слова произнес министр культуры Владимир Мединский. Я тогда сказал: «Зачем деньги, выделяемые на культуру, раскидывать по принципу «всем сестрам по серьгам»?» Он ответил: «Иначе они помрут». Я возразил: «Это топка печки купюрами. Так делать не надо. Если государство дает деньги, оно должно понимать, что оно получит от конкретного проекта. Это не цензура. Есть спонсорские средства, есть и те, которые творческие коллективы зарабатывают сами. Что они делают с помощью этих средств, они должны определять сами. Если они в рамках правового поля, не лезьте туда. Но если дает деньги государство, оно должно получать то, что оно хочет за эти деньги».
Я подарил ему тогда четыре своих книжки: двухтомник «Путь князя», «Время вызова», «Элита элит». Он пообещал прочитать.
Прошел месяц, я заехал в издательство, а мне говорят: «Вчера звонили из Администрации президента, спрашивали, когда второй том «Генерал-адмирала» выйдет». Вот не знаю, кто именно интересовался.
- А сами вы работаете в рамках госзаказа?
- Я работаю, но не в литературе. Вообще-то книжки я пишу себе. Для меня до сих пор удивительно, что они еще кому-то интересны. Сам не знаю, как удается продавать по нескольку миллионов тиража.