Сюжет пьесы многим знаком по советскому фильму с Екатериной Васильевой и Валентином Гафтом в главных ролях, но мы, пожалуй, напомним. В захолустный Гюллен прибывает миллиардерша Клара Цаханассян. Она родилась в этом городе и горожане очень рассчитывают, что богатая и знаменитая дама тряхнет мошной в пользу земляков. О, как они на это рассчитывают! Без денег Клары обанкротившимся гюлленцам не выжить: когда-то процветавшие предприятия закрыты, безработица растет, народ погрузился в тотальное безденежье. Даже у бургомистра нет денег на новый галстук... Да что там галстук! В ратуше мебель описывают!
Тему депрессивного региона режиссер решил очень понятно для российского зрителя, имеющего опыт путешествий по родным просторам на железнодорожном транспорте. Станция, торговцы снедью, вспоминающие о былом величии Гюллена, и проносящиеся мимо (совсем в другую - радостную - жизнь) поезда. Летят без остановки, а если уж остановятся... Базарный крик, шум, гам, суета: «Рррыбба-рыба-рыба! Фрукты-овощи! Сосиски-сардельки! Недороого!» Великолепный режиссерский ход, точное попадание в интонацию актеров.
Вообще, отметим, что точность интонации - это то, что выгодно отличает «Визит дамы» от многих постановок. Владимирцы играют, прочувствовав характеры своих персонажей, не «ораторствуют», не добирают мимикой, ужимками и прыжками. Говорят, что первые репетиции Данцигер заставлял актеров играть шепотом, на полутонах, и эта стратегия полностью себя оправдала. По-новому для записных театралов открылись владимирские служители Мельпомены.
Любовь Гордеева сумела создать удивительный образ Клары. Хотя первое появление героини на сцене вызвало недоумение: миллиардерша постбальзаковского возраста не должна быть такой эффектной дамой! Но почему нет, если это убедительно! Возможно, именно такой должна быть Клара, прошедшая огонь, воду и медные трубы, пережившая предательство любимого, изгнание из города и смерть дочери. Она все это пережила, но не забыла. Она привлекательная людоедка, она готова спонсировать горожан, но требует высокую цену: «Чтобы свершилось правосудие». Осудить на смертную казнь должны лавочника Альфреда Илла (роль исполняет Юрий Круценко), бывшего любовника Клары. Ее не заботит, что это негуманно и незаконно (смертная казнь в стране отменена). Она купит этот город, купит его жителей с потрохами. Она считает себя вправе наказывать и мучить, нанять судью дворецким, выкупить из тюрьмы головорезов-гангстеров, велеть ослепить и оскопить клятвопреступников.
Кстати, о клятвопреступниках. Исполняющие роли слепцов-кастратов Коби и Лоби актеры Шуенков и Шалухин прекрасно справились с творческой задачей. Впрочем, удачных актерских работ в спектакле много. Филигранно исполнил роль бургомистра Владимир Лаптев. Как-то сразу стало понятно, почему он имеет звание заслуженного. Хорош Андрей Щербинин в роли учителя - единственного, но не долгого «сопротивленца» бесчеловечному торгу миллиардерши. Наконец-то порадовал Богдан Тартаковский - под чутким руководством режиссера он почти избавился от излишней «игры лицом». Удалась (особенно финал!) роль любимцу владимирской публики Юрию Круценко.
Отдельных слов благодарности заслуживает работа художника-постановщика и художника по свету, музыкальное сопровождение также не подкачало.
Но вернемся к сюжету. Экзамен на человечность гюлленцы не сдали: порешили Илла, продали за сытую жизнь. Сменив серые одежды на красные (еще одна находка - красные башмаки, чулки и платья стали в постановке неким символом перерождения горожан, символом dolce vita и коррупции) наряды, они все равно остались на забытой Богом станции. Только теперь в Гюллене останавливаются экспрессы и нет необходимости бегать вдоль вагонов с товаром: главная сделка уже совершена - душа продана.