Растем и не боимся
Бюджет налогоплательщики наполняют с ежегодным ростом: 47,9 млрд в 2013 году, 54
млрд с лишним - в 2014-м,
58 млрд - в 2015-м. Этот рост, что очень важно в условиях кризиса, обеспечивается без увеличения налоговой нагрузки на региональный бизнес. Она как составляла 5,3 процента, так и составляет (хотя две трети бизнесменов даже эту цифру считают «высокой нагрузкой»). «Обходимся усилением налогового администрирования и контрольной работой», - говорит Сергей Кошелев, руководитель УФНС РФ по Владимирской области.
На его ведомство при разработке очередного бюджета региональные власти и законодатели возлагают большие надежды, планируя стабильный рост доходов на ближайшую трехлетку. И для такого оптимизма, судя по динамике налоговых сборов и развивающейся дифференцированной экономике, у них есть все основания.
В структуре поступающих в области доходов в бюджеты всех уровней наибольшую долю занимают НДС (треть), НДФЛ (27 процентов) и налог на прибыль организаций (22,1). На имущественные налоги приходится 8,9 процента, на налоги по специальным налоговым режимам - 5,8 процента, на акцизы - почти 2 процента в общей массе поступлений. Что касается именно консолидированного бюджета Владимирской области, то тут более 43 процентов поступлений - именно НДФЛ: 12,9
млрд за девять месяцев. Что характерно, годом ранее в тот же период было на миллиард меньше. То есть, что бы ни говорили злопыхатели, зарплаты в регионе растут. При этом десятую часть НДФЛ перечислили в бюджет всего пять налогоплательщиков: ЗиД, обособленные подразделения ОАО «РЖД», КЭМЗа, «Муромского завода РИП», «МРСК Центра и Приволжья».
Уже сейчас нет никаких сомнений в том, что рост налоговых сборов будет зафиксирован и по итогам 2016 года. За месяц с лишним до его окончания владимирские налоговики уже администрировали в бюджет 57 с половиной миллиардов рублей. И у всего этого доходного позитива (помимо налоговой службы) есть конкретные имена и названия. Мы их вам сегодня назовем.
Кто молодцы?
Во Владимирской области из 33 тысяч предприятий лишь 100 являются крупными и 149 - средними налогоплательщиками. Есть и еще одна особая категория - 23 иностранные организации. Все остальные - это так называемый микробизнес. Иногда желание принадлежать к категории малого бизнеса оборачивается казусами: оборот - 2,5
млрд в год, а юридический статус - ИП. Впрочем, для общего блага статус не так важен - лишь бы налоги платили.
Не секрет, что во Владимирской области есть ряд известных предпринимателей, заявляющих о себе публично как о крупных налогоплательщиках, имеющих право на преференции и льготы, но на деле сдающих в налоговую службу чуть ли не убыточную отчетность. Для них есть плохая новость: с июля 2017 года благодаря поправкам в Налоговый кодекс РФ на сайте ФНС совершенно официальным образом в открытом доступе будут размещаться данные о количестве сотрудников, объеме доходов, расходов, уплаченных налогов и сборов, суммах недоимки и задолженностей по пеням и штрафам. И тут уже слукавить в самопрезентациях о своих заслугах перед страной и регионом будет сложно, учитывая, что любой условный «Вася Иванов» может увидеть реальные данные.
По факту ТОП-лист самых крупных налогоплательщиков Владимирской области, на чью долю приходится четверть всех собираемых в регионе налогов, выглядит так: ЗиД, «Ферреро Руссия», «Мон’дэлис Русь», КЭМЗ, «Аскона-Век», «Генериум», «Гусар», владимирское отделение Сбербанка, обособленные подразделения «РЖД» и «Торговый дом «Аскона». Год назад в этом списке значились еще «Де Хес» и «Муромский завод РИП». Но ТОП-3 с самым лучшим ростом налоговых отчислений в этом году уже однозначен - ЗиД, «Ферреро Руссия» и Сбербанк.
Что касается главного показателя успешности предприятий - прибыли, то 41,3 процента от всего объема собранного во Владимирской области налога на прибыль организаций пришлись на все те же ЗиД, «Ферреро Руссия», «Мон’дэлис Русь», «Генериум», «Гусар», «Аскона-Век», Сбербанк и «ДАУ ИЗОЛАН». Год назад их вклад в общую «копилку налога на прибыль» составлял порядка 31 процента.
У упомянутых выше индивидуальных предпринимателей тоже есть свои герои, заплатившие с начала года в бюджеты более 45,6 млн рублей: ИП Евстигнеев (оптовая торговля сладостями), ИП Антов (это мясная продукция всем известного «Владимирского стандарта») и ИП Быстров (строительные и лесоматериалы). Для сравнения: все остальные владимирские ИП вместе взятые заплатили налогов на 5 млн меньше, чем эта троица.
Контроль есть, кошмара нет
Новые подходы налоговиков к выбору объектов проверок позволили вдвое увеличить их эффективность - до 24 миллионов рублей с одной проверки. В целом с начала года по итогам проверок дополнительно поступило в бюджет 1,4 млрд рублей.
Однако региональному бизнесу в этой связи включать «плач Ярославны» («Караул, бизнес «кошмарят»!») вряд ли стоит: количество выездных проверок неуклонно снижается. Если в 2014 году их было проведено 174, то в 2015-м - 133. А с начала этого года - всего 67. Просто идут налоговики к тем, о ком уже точно знают ‑ нарушают!
- Кого мы «закошмарили»? - улыбается Кошелев. - Тем более мы не ставим перед собой задачи вести «боевые действия», добиваться уголовных дел - мы всегда даем налогоплательщику время и возможность исправиться.
Особый разговор - розничная торговля. Контроль за ней усиливается и будет усиливаться. Знаменитые чипы на шубах - только начало. Уже обсуждается чипирование лекарств и табачных изделий. Но главное: грядет тотальное обеспечение кассами всего торгового бизнеса, даже мелкого. При этом на смену привычным кассовым аппаратам приходят онлайн-кассы, через которые в налоговую инспекцию нужно будет передавать данные о каждом пробитом чеке. Эта обязанность появится у пользователей онлайн-касс с 1 февраля 2017 года. А с 1 июля 2018 года к ним присоединятся плательщики ЕНВД и предприниматели на патентной системе. В общем, льготы в этом плане почти закончились.
Резонный вопрос: что помешает розничному продавцу продать, например, одну коробку конфет по кассе, а вторую - без нее? По мнению Сергея Кошелева, тут должна сыграть свою роль гражданская позиция покупателей. Не то чтобы власти от нас ждали суперсознательности и заботы о наполнении бюджета. Расчет на другое.
- Без кассы не получите чека, - объяснил нам главный налоговик региона. - При любых неприятностях - наличии в товаре брака или отравлении в случае с продуктами - доказать свою правоту будет очень сложно. Чек - это подстраховка покупателя. Поэтому в его интересах требовать чек. Ну а если все будут требовать чеки, не делать покупки без них, бизнесменам даже без нашего контроля придется соответствовать.
Прямая речь
Сергей Кошелев, руководитель УФНС РФ по Владимирской области:
- В анкетах небольшой процент бизнесменов всегда уверяет, что после наших проверок хочет просто закрыть бизнес. Я скажу так: эти люди и до проверок хотели закрыть свой бизнес. Они открывают свои ООО и ИП только затем, чтобы прогнать деньги по определенным схемам и успеть закрыться до того, как мы обратим на них внимание. С этими «чудотворцами» у нас все время получается этакий «Союзмультфильм»: заяц-волк, волк-заяц... Если эти люди решают уйти в другой регион, я им радостно машу ручкой, потому что ничего полезного для Владимирской области они все равно никогда не делали. Да и в другом регионе налоговики таких персонажей без внимания не оставят.