Да, верно, жизнь продолжается. И для нашей страны будет только благом, если общество станет единым и неделимым. Но вот как устроить примирение?
Многие советуют примерить испанский опыт.
Ну вот он такой...
...В 1940 году по приказу Франко в т.н. «Долине Павших» близ Мадрида начали строить 150-метровый крест (открылся в 1959 году). Идея такая: мол, драка кончилась, теперь всем испанцам нужно строить единую родину. А памятник объединит как погибших в гражданскую войну франкистов, так и республиканцев. Там, в «Долине Павших», их похоронено около 40 тысяч - жертв войны с обеих ее сторон.
Казалось бы, ОК. Да нет. Эффектный символ - это все равно «горе побежденным». Хотя бы потому, что строили мемориал пленные зеки-республиканцы.
Объединить Испанию пытался и король Хуан Карлос I Бурбон (не так давно он отрекся от престола в пользу сына Филиппа). При нем испанскому обществу было предложено примириться законодательно.
Формой примирения избрали забвение. Роль короля состояла в том, чтобы убедить противоборствующие силы «не копаться в прошлом». В Испании публично считается, что страна пришла к демократии без победителей и побежденных, что обе стороны конфликта сыграли в этом одинаково важную роль.
При этом примирение через забвение сопровождалось акциями, которые, реализуйся они в России, наверняка привели бы к совершенно обратному результату. «Забвение» по-испански означало, например, снос почти всех памятников Франко и ликвидацию с общественных зданий всех франкистских символов и объектов, прославлявших военный мятеж 1936 года.
Теперь представьте, что будет в России, если у нас начнут сносить памятники вождю, массово переименовывать все улицы Ленина, Кирова, Свердлова, Урицкого и прочих «пламенных революционеров».
Но самое главное: испанское «забвение» и «примирение» остаются иллюзией. Да, взаимные публичные разборки «красных» и «белых» табуированы в общественной жизни и в СМИ, но это не значит, что раскол преодолен.
Он никуда не делся. А в практической политике даже обострился. В частности, именно память о гражданской войне исторически и идеологически подкрепляет жесткие экономические резоны сепаратизма Каталонии и Страны Басков.
Вытравить из людей жажду справедливого возмездия своим врагам или врагам своих дедов каким-то даже очень правильным декретом почти невозможно.
Так что в плане исторической памяти и Россию ждет непростой 2017-й год.