Возвращение к внутренней повестке
Кажется, позициям Владимира Путина (если он решит баллотироваться на новый президентский срок) ничто не угрожает. Доля граждан России, одобряющих его деятельность на посту президента, - 86 процентов. А вот деятельность правительства и Госдумы одобряют всего 44 процента - это ноябрьская статистика «Левада-центра».
Тот же «Левада-центр» по традиции предложил гражданам назвать политиков и общественников страны, которым они более всего доверяют. Топ-3 рейтинга неизменен много месяцев подряд: президент Путин (59 процентов, тенденция к росту), министр обороны Шойгу (27 процентов, тенденция к росту), глава МИДа Лавров (25 процентов, тенденция к росту).
Это объяснимо высокой узнаваемостью этих людей и успешной активностью России в международных и военных вопросах. Но вот с точки зрения ежедневной жизни миллионов россиян рейтинг должен серьезно тревожить Администрацию президента. Где в нем премьер-министр? Где министры, отвечающие за развитие экономики (Улюкаев так и вовсе не в рейтинге, а совсем в другом месте). Где главы важнейших социальных ведомств? Нет их. Доверие масс, на себе ощущающих все экономические и социальные трудности, к этим людям не очень-то высоко.
А это плохо. Международные и военные успехи на хлеб не намажешь. Ими не вылечишься. А ресурс «крымского консенсуса», похоже, почти исчерпан.
И это понимают в Кремле. Это видно и по решительному обновлению Госдумы, и по новым кадровым назначениям в АП, и по изменению риторики главы государства - все отметили его особое внимание к внутрироссийским проблемам в ежегодном Послании Федеральному Собранию.
Российская «неваляшка»
Чтобы рассуждать дальше, нам надо зафиксировать характерную для российской жизни глубину противоречий между элитами и многомиллионным большинством т.н. «простых людей». Это не только экономические, но и мировоззренческие противоречия, потому что бытие-таки определяет сознание.
Да, управлять страной без помощи элиты не может ни один глава государства. Но парадокс в том, что его электоральная опора - это отнюдь не элита, а те самые «простые люди». Думаю, что президент понимает, что многие представители российской элиты по факту уже стали членами глобального «золотого миллиарда», что Россия для них - это лишь место получения доходов, а не земля, с которой они связывали бы всю свою жизнь и жизнь своих близких.
Путина поддерживают в основном как раз те самые «простые люди», для которых иной земли, кроме России, нет. Эту конструкцию некоторые эксперты уже назвали социологической «неваляшкой». Высшая власть в России имеет «низко расположенный центр тяжести», делающий положение Путина максимально устойчивым даже в кризисное время. Но Путин, готовя уже сейчас свой 2018 год, и из прагматических (электоральных) соображений, и просто из чувства благодарности за поддержку, должен что-то предложить российскому народу. Может быть, даже в ущерб интересам коллективной «Рублевки». Тем более что совсем недавно выборы в США показали, чем для элиты заканчивается игнорирование интересов «простых людей».
Предложить своему народу Путин может три важнейшие и, самое главное, востребованные народом вещи: справедливость, порядок и здравый смысл. Грубо говоря, активно поддерживать ситуацию «добрый царь и злые бояре» с эскалацией порки «царем» наиболее одиозных «бояр». И даже с заменой некоторых «бояр» выходцами из «простого народа».
Что уже сделано?
Первое - это, конечно, «майские» указы. Их очевидный бенефициар - как раз «простой народ». В регионах за их выполнение отвечают губернаторы. Для Путина и для его администрации качество и сроки выполнения «майских» указов - это главный индикатор эффективности глав регионов и их лояльности лично к Путину. А вот функция «народных контролеров» исполнения «майских» указов возложена прежде всего на ОНФ. В недавней моей беседе с руководством регионального штаба «фронта» один из его сопредседателей Сергей Кравченко высказался так:
- «Майские» указы президента - это наше Евангелие...
Еще один инструмент Путина в этом плане - новая Госдума, ставшая значительно более демократичной. С одной стороны, выборы в Думу не случайно наполовину шли по одномандатным округам. Это привело в ГД людей, тесно связанных с регионами и непосредственными избирателями. С другой - около 80 «партийных бюрократов» в Думе были заменены - в основном выходцами из того же ОНФ, имеющими высокую узнаваемость и авторитет в народе.
Особая роль ОНФ
Но по мере приближения активной фазы президентских выборов роль ОНФ, очевидно, будет возрастать еще больше.
- Задача «Народного фронта» - показать обществу, что такое настоящая «народная» власть, народный контроль в действии, - комментирует сопредседатель Владимирского регионального штаба ОНФ Людмила Романова. - Ни одно поручение президента не снимается его Контрольным управлением (с контроля. - Прим. авт.) без заключения ОНФ...
...На заре создания «фронта», поучаствовав в нескольких его федеральных мероприятиях, я подумал, что он будет играть роль «опричнины-лайт», отвечать за реализацию вектора «за хорошего царя против плохих бояр». И, в общем-то, ничего плохого в этом нет - тем более что существует массовый народный запрос достучаться до царя и рассказать ему правду о своей нелегкой жизни.
Так что перед ОНФ стоит немало задач по самым разным направлениям - от экологии до противодействия коррупции. Но если «фронтовики» активно выполняют возложенные на них задачи, они неизбежно вступают в конфликт с официальной властью в лице государственных и муниципальных служащих. Сопредседатели Владимирского РО ОНФ дают понять: ну что ж, тем хуже для официальной бюрократической машины...
На фоне раздающихся призывов «не раскачивать лодку» мне в какой-то момент показалось, что «фронтовики» то ли по собственной инициативе, то ли по команде сверху притормозили антикоррупционную деятельность. И показалось не только мне: сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов отвечал на подобный вопрос сразу после «Форума действий» в ноябре.
Говоря с сопредседателями Владимирского регионального штаба ОНФ о работе фронта в плане госзакупок в нашей области, зашла, конечно, речь о пресловутом «золотом ершике». Напомним: сразу после того, как СМИ и общественники обнародовали детали этой скандальной закупки, губернатор ее оперативно отменила, наказав виновных.
- Почему же не последовало никакой публичной реакции регионального отделения ОНФ? - спросил я сопредседателей Людмилу Романову, Николая Горохова и Сергея Кравченко.
Вот что они ответили:
- Задача все-таки стоит не столько «пиариться», а пресечь, не допустить подобных закупок. Мы отнюдь не молчим, мы размещаем данную информацию в ежедневных мониторингах СМИ (для Центрального штаба ОНФ и Управления внутренней политики АП. - Прим. авт.), делаем запросы в исполнительные органы, государственные и муниципальные учреждения с предложением мотивировать и разъяснить необходимость подобных закупок. Если владимирцы обратили внимание, то, отменяя закупку «золотых ершиков», губернатор области Светлана Орлова поблагодарила за сигнал не только медиа, но и общественников...
...Нетрудно догадаться, что в числе этих общественников были и «фронтовики».
Людмила Романова напомнила призыв Путина из его ежегодного Послания Федеральному Собранию не делать из борьбы с коррупцией шоу. Но есть и официальные данные - в 2016 году бюджеты всех уровней уже сэкономили 227 миллиардов рублей, когда по инициативе ОНФ были отменены различные избыточные закупки. Романова говорит:
- Речь идет об огромных деньгах, это 4-5 годовых бюджетов нашей области!
Фронт прямого действия
ОНФ нужен Путину (и, видимо, будет в этом смысле востребован еще больше) в том числе и потому, что официальная российская бюрократия мало того что воровата, но еще и малоэффективна. Похоже, что она прежде всего «заточена» на работу в интересах самой себя, а отнюдь не в интересах страны и общества. Иначе как объяснить тот вопиющий факт, что даже прямые поручения главы государства официальная российская бюрократия выполнять не спешит.
По данным все того же ОНФ, в «майских» указах президента и в развитие этих указов содержится 402 пункта. Поступил на рассмотрение 171 документ. По мнению ОНФ, было исполнено всего 16 процентов поручений. Требует доработки 53 процента. Не исполнен 31 процент поручений.
Еще цифры: на 352 доклада правительства подготовлено 752 экспертных заключения. По мнению ОНФ, с первого раза одобрено 43 процента докладов. 24 процента - со второго. 17 процентов - с третьего раза. Еще 10 процентов - с четвертого. В трех процентах случаев потребовалось пять обсуждений. Два и один процент соответственно обсуждали шесть и семь раз!