- Любовь Васильевна, откуда такая любовь к оперетте? У вас семья музыкальная?
- Мама говорила, что голос мне от бабушки достался ‑ она всю жизнь пела в церковном хоре. Но профессиональных музыкантов в семье не было.
И я даже в музыкальную школу не ходила. После школы поехала в Иваново устраиваться на курсы ткачих. Пришла на завод. Поняла: это не мое. Записалась на годичные курсы официантов. Но в Иванове практически и не работала. Поехала на экскурсию во Владимир, увидела город - и все. Я уже знала, что жить буду здесь. Устроилась официанткой в кафе «Волна», на одном месте отработала до самой пенсии.
- У официантов труд легче, чем у ткачих?
- Пожалуй, что и тяжелее. Всю смену, а это 12 часов - на ногах. Да не просто так бегаешь, а с грузом. Еще и нервное напряжение постоянно ‑ посетители разные бывают. Но мне нравилась моя работа. Это ведь тоже своего рода театр. А я - его прима, которая дарит своим зрителям новые впечатления и хорошее настроение. Я могла вынести всю сервировку для большого стола на одной руке, как жонглер. Людям ‑ шоу, а мне приятно от их эмоций. Поесть люди и дома могут, а в кафе приходят за впечатлениями, за чем-то, что отличается от обыденности. И уйти они должны довольными.
Кстати, это и в материальном плане официанту интересно. Раньше чаевые в счет не включали, их заработать было нужно. А официальная зарплата у официантов скромная, так что стимул к профессиональному совершенствованию имелся.
Я считалась одной из лучших в области в своей профессии. Выигрывала все профессиональные конкурсы, готовилась работать и на московской Олимпиаде. Тогда по области отобрали лучших официантов, обучали языкам в тех объемах, что могли пригодиться официантам, рассказывали о национальных кухнях, традициях общения. Правда, на Олимпиаду так и не попали, но было очень интересно. Я люблю учиться.
- А с профессиональными актерами встречаться приходилось?
- В советские времена регулярно устраивались встречи артистов со зрителями. И в кинотеатре «Факел» такие мероприятия часто бывали. Ну а мы их кормили. Причем для нас это было настолько привычно, что я даже особо и вспомнить ничего не могу. Не было такого: «Ах, звезда!» Вот Людмила Гурченко запомнилась: манерой держаться, поведением. Очень приятным человеком Людмила Марковна оказалась.
- Общение с артистами сказалось на выборе хобби?
- Наверное, нет. Все как-то случайно получилось. В наше кафе (это была середина 1960-х) пришел Виктор Джагарян, увидел меня и пригласил в народный театр: «Мне кажется, вам нужно в театре играть, есть у вас актерские задатки». Ну а почему нет?
Играла Квашню в спектакле «На дне», Мурзавецкую в «Волках и овцах», спекулянтку в «Вечно живых». Кстати, с этим спектаклем мы участвовали во Всероссийском конкурсе народных театров и заняли первое место.
Оперетта для меня ‑ это судьба. Как-то в компании я романс исполнила. А в той компании была и Жанна Михайловна Климова, педагог по вокалу в пединституте. Она и посоветовала заниматься вокалом. Сказала, что голос хороший, нужно развивать.
В театре оперетты у нас свои педагоги и по вокалу, и по хореографии. Но тогда я сама, по собственной инициативе, стала брать платные уроки. Лет пять занималась. И не зря. Когда меня пригласили участвовать в постановке «Свадьбы в Малиновке», я уже готова была не только морально.
- А как это произошло?
- Тоже в кафе. Руководитель оркестра нашего ДК Анатолий Сергеевич Александровский понаблюдал за мной на работе и выдал: «Ты будешь играть Гапусю!» Так вот я и оказалась в театре оперетты. И первой моей ролью стала роль Гапуси в «Свадьбе в Малиновке». Это был 1979 год. С тех пор с опереттой не расстаюсь, сыграла уже ролей двадцать. Но «Свадьба в Малиновке» - один из любимых спектаклей. Почему мне и захотелось эту постановку возобновить. И я очень благодарна режиссеру, что она не испугалась. Ведь спектакль сложный, монолитный. Мы пригласили хор ветеранов из центра «Милосердие и порядок», балет студии Ольги Шигалевой. Очень сложная постановка для любительского театра.
- Откуда у вас только силы брались?
- Так оперетта и дает! Жить нужно с интересом, гореть. Тогда и силы будут. А надо себя в форме держать. Иначе как бы я в 70 лет батман исполнила? Мы раньше еще и на гастроли постоянно ездили: и по области, и в Москву. Я в молодости после смены в кафе ночью еще и убиралась на рыбзаводе. После того как муж умер, осталась одна с дочкой. Перевезла к себе маму. Она за ребенком смотрела, а я по ее документам устроилась уборщицей стаж для нее вырабатывать. И все равно находила и время, и силы для театра. Я и сейчас подрабатываю продавцом на рынке. А что делать? Хочется же чуть больше заработать. Пенсии невелики.
- Кстати, о деньгах. Многие ваши сверстники сетуют, что на пенсию по театрам не походишь...
- Ерунда. Я как зритель хожу в наш областной драмтеатр, в филармонию. Есть же абонементы: 150 рублей ‑ билет в филармонию, 200 ‑ в театр. Разве это так уж дорого? Я еще и бассейн иногда посещаю... Все зависит от человека. Каждый сам вершитель своей судьбы. Киснет тот, кто сам этого хочет. А я хочу по жизни гореть, играть и удивлять публику!