- Борис Владимирович, в конце года принято подводить итоги, отмечать поворотные моменты. И у нас есть возможность поговорить о процессах, которые сегодня происходят в муниципальных образованиях региона-33. Какие из них вы считаете самыми важными для местной власти?
- Сложно определить - мелочей в нашей жизни не бывает, муниципалитет по определению отвечает за все социально-экономические аспекты: от выплаты зарплат и благоустройства, ЖКХ до организации досуга населения. Поэтому я предлагаю посмотреть шире и на приоритеты ОМСУ, и на их задачи. В городских округах и муниципальных районах функционирует множество организаций разных форм собственности и государственного статуса. Для того чтобы между ними было налажено взаимодействие, нужен координирующий орган, чтобы ресурсы не распылялись, а работали на главную цель - благополучие жителей. Таким органом на территории муниципальных образований выступают администрации и Советы народных депутатов. Причем большая ответственность лежит именно на исполнительной власти. Наставление нашего губернатора Светланы Юрьевны Орловой - «за все, что происходит в муниципальных образованиях, отвечает глава администрации» - является очень сложным заданием, требующим серьезного анализа, планирования собственных и привлеченных ресурсов. Нельзя не отметить, что самый тяжелый вид управления - это муниципальное управление, являющееся сосредоточением властных и хозяйственных функций. Именно в муниципалитетах идет непосредственная работа и контакт с жителями.
- А ресурсов у ОМСУ хватает?
- Это больной вопрос. В течение последних пяти лет мы проводим мониторинг актуальных проблем муниципальных образований. Результаты исследования в этом году показали, что основным риском развития муниципальных образований является риск потери самодостаточности и самофинансирования.
Например, уменьшаются налоговые поступления в местный бюджет и соответственно постоянно увеличивается разрыв между потребностями МО для решения вопросов местного значения и фактически принятым бюджетом. Хорошим подспорьем могли бы стать федеральные и региональные целевые программы, но тут муниципалитеты спотыкаются о высокие бюрократические барьеры. Не имея достаточного количества средств на развитие, да порой и на текущие, не терпящие отлагательств задачи, МО попадают в зависимость от внешних факторов. Это замкнутый круг: ограниченный финансово и полностью зависимый муниципалитет не разрабатывает долгосрочные планы социально-экономического развития, а это, в свою очередь, снижает инвестиционную привлекательность территории.
- Но тем не менее вопросы местного значения решаются.
- А как же иначе? Публичные полномочия не могут быть прекращены - жители должны иметь условия для нормальной жизнедеятельности. Я просто говорю, в каких трудных условиях ресурсов и времени работают муниципалитеты. Без поддержки региона ситуация была бы еще более плачевной. Но и на эту подчас спасительную помощь можно посмотреть под другим углом: при всем хорошем это подчеркивает существующий уровень нестабильности по решению местных вопросов.
- Наверное, многие (и в центре, и на местах) согласятся с вами, что самостоятельность органов местного самоуправления снижается. Есть и такая точка зрения: происходящее есть следствие централизации государственного управления в Российской Федерации.
- Снижается, к сожалению, ресурс местного самоуправления, ресурс, подчеркну, базовый, с опорой на ценности, задачи и возможности, связанные с местом проживания человека. Построение вертикали власти, столь необходимое для единства страны, не всегда способствует развитию демократии на местах. Это надо признать, и признается муниципальными служащими-практиками и учеными.
- Можно назвать болевые точки, типичные проблемы МО?
- Их немало, могу перечислить лишь некоторые:
частое вмешательство в дела местного самоуправления региональных и федеральных государственных органов власти, ограниченность прав, которые предоставлены руководителям местной власти;
отсутствие прочных правовых гарантий;
недостаточное финансовое обеспечение местного самоуправления, многие полномочия финансово не подкреплены, следовательно, самостоятельность местного самоуправления ограничена;
противоречивость законодательных актов, отсутствие механизма реализации законов, законодательная база местного самоуправления нестабильна;
постоянно перераспределяются полномочия между органами власти субъектов РФ и местного самоуправления;
сокращается объем полномочий муниципальных образований в сферах, жизненно важных для населения (образование, здравоохранение, безопасность, под угрозой вопросы благоустройства) - они передаются субъекту РФ.
И при этом каждый из «муниципалов» вам обязательно пожалуется на то, что, имея 1001 обязанность, тощий бюджет и неся бремя ответственности перед гражданами, приходится отвлекаться на бумажную работу.
ОМСУ просто тонут в полноводных потоках входной информации, связанных с запросами и отчетами, прямо не затрагивающими решение вопросов местного значения.
- Грустная картина. Есть ли выход?
- Выход обязательно найдется! Мы подходим сейчас к рубежу, когда наш предыдущий опыт должен реализоваться в окончательный приемлемый вариант. Надо определиться, какую модель местного самоуправления мы хотим реализовать в нашей России: общественную или государственную. Здесь уместно вспомнить повесть «Маленький принц» французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери и слова героя Лиса, адресованные Маленькому принцу: «ты всегда будешь в ответе за того, кого ты приручил». Думаю, эти слова помогут нам найти правильный баланс между централизацией и децентрализацией государственного управления и роли местного самоуправления. А пока надо работать с позиции научного подхода, во взаимосвязи с законодательством и здравым смыслом. Думаю, что эти «проблемы роста» мы преодолеем.
- С чего начнем?
- С воспитания уважения к главам (главам администрации) муниципального образования со стороны руководства организаций и ведомств. У нас существует большое количество отраслевых структур, связанных с жизнеобеспечением населения. Не всегда их представители выполняют свои обязательства, порой стремятся переложить ответственность на других. «Крайним» часто остается руководитель МО. Это неправильно! Не надо забывать, что для всех будет лучше, если полномочия и ресурсы справедливо распределить, муниципальной казны в решении всех вопросов жизнеобеспечения явно не хватит - глава «излишки» не наколдует.
- Через две недели начнется новый год. Что бы вы пожелали своим соратникам-«муниципалам»?
- Традиционно: здоровья, счастья, а также - сохранить достигнутые результаты и перейти к развитию.