11 января 2017 в 17:40

Неутвержденный план губернского города В.

В конце XVIII века по указу императрицы Екатерины II для российских городов были разработаны новые генеральные планы. Прежней беспорядочной застройке улиц была противопоставлена система - городскую территорию разбили на кварталы, образованные взаимно-перпендикулярным пересечением улиц и постановкой домов на единой красной линии. В 1781 году новый план утвердили и для Владимира. Его автором стал губернский архитектор Николай фон Берк. Он учел особенности древней планировки Владимира и сделал все, чтобы сохранить ее основные элементы: трехчастное деление в пределах валов XII века, доминирующую роль кремля, направляющую ось центральной улицы. Получив своеобразный «паспорт», город жил с ним многие годы. Но прошло время, и генеральный план потребовал серьезной корректировки. Нужен он был, например, для хозяйственных нужд: проведения водопроводных ветвей, канализации, строительства новых жилых домов. Город требовал развития.

Хотели как лучше

Неудачная попытка составить новый план Владимира была предпринята в середине 1860-х годов. По распоряжению строительной и дорожной комиссии уездный землемер Козлов составил проект с указанием всех существовавших в городе построек и с описанием дворовых участков. Но документ не получил утверждения из-за отсутствия обязательных по инструкции профилей нивелировки местности и других сведений.

В начале XIX века во Владимире было 48 улиц, в 1877 году - 97, в конце века - 140. «Руководствуясь постоянной необходимостью производства обывателями разного рода построек» Владимирская дума на заседании 30 апреля 1902 года поручила управе проверить составленный Козловым план и исправить его. Вследствие чего городской голова Шилов обратился к директору Московского Константиновского межевого института (ныне Московский государственный университет геодезии и картографии) Струве с соответствующим запросом.

28 июня был получен положительный ответ. В письме сообщалось, что общее руководство и ответственность за работу мог бы взять на себя прикомандированный к институту межевой инженер Николай Головин. 22 августа Николай Александрович приехал во Владимир и тщательно осмотрел окрестности. В ноябре он уже сообщил владимирцам свои предложения по детальной съемке и нивелировке города, необходимые для составления нового плана.

Весь следующий год ушел на переговоры с заказчиком. Договор по составленному Головиным проекту о производстве работ Константиновским межевым институтом по съемке и нивелировке г. Владимира был заключен в 1904 году. В документе особо оговаривалось, что геодезические изыскания должны были быть выполнены студентами старших курсов межевого института в течение года. За производство всех перечисленных работ владимирские власти обязывались уплатить пять тысяч рублей.

Работы начались в конце мая 1904-го. Несколько летних и осенних месяцев любопытные владимирцы наблюдали за молодыми людьми, которые ходили с какими-то неизвестными приборами и что-то измеряли.

Первые владимирские топонимисты

В начале 1905 года комиссию по составлению плана возглавил новый городской голова Николай Сомов. Для разработки «паспорта» Владимира было необходимо, чтобы все улицы и площади города имели свои названия. Члены комиссии обнаружили, что у каких-то улиц и переулков не было никакого названия, а некоторые назывались по-разному по произволу жителей и несколько улиц имели одни и те же названия. Первая в истории города топонимическая комиссия решила составить проект переименования. Во-первых, нужно было решить проблему улиц и переулков одноименных, но расположенных в разных частях города. И привести в соответствие названия улиц, в разных своих частях носивших различные «имена».

В работе комиссия руководствовалась правилом - утверждать названия улиц, переулков и площадей так, чтобы «в глубоком уважении к древности города, по возможности были удержаны старинные названия по церквам, особенным каким-либо памятникам древности и проч.».

Система топонимистов при переименовании улиц заключалась в следующем: 1) где возможно, давались названия от направления, ведущего или к соседним или старинным и известным городам; 2) от названия учреждений, расположенных на данных улицах; 3) от исторических памятников и событий; 4) от характера местности, по которой проходила данная улица; 5) некоторым улицам давались названия в память наиболее известных деятелей. Был составлен список из пятидесяти пяти предполагаемых к переименованию улиц. Так, Куткин переулок становился Гоголевской улицей, Грабиловка - Набережной, Читалкин переулок - Покровской улицей, Летнеперевозинская - Рязанской. Полезную инициативу местные власти поддержали с тем, чтобы присвоенные улицам новые названия нанести на разрабатывавшийся городской план.

Полезное для города открытие

В Государственном архиве Владимирской области сохранилась переписка Головина с городской думой. 19 марта 1905 года он писал из Москвы: «...ведь я же просил в начале работ прошлым летом, чтобы Управа дала мне список всех владений: городских, церковных, разных обществ и т. д. ...Но, оказывается, списки были даны совершенно неполные - арендных участков своевременно не указали. Куда же их поместим на общем плане? Никаких опорных точек для такой массы участков у нас нет. Теперь придется вновь промерять многие кварталы». Дополнительные работы потребовали еще какого-то времени.

В процессе составления нового плана появилась необходимость проверить имевшиеся чертежи городских земельных участков, арендуемых обывателями. Выяснилось, что некоторые из арендаторов пользовались городской землей в значительно большем количестве, чем значилось по заключенным с ними контрактам. Представив выявленный список нарушителей, управа предложила с 1905 года обязать их уплачивать в доход города дополнительную плату за излишне занятую городскую землю (общее количество ‑ 922 сажени!).

24 мая 1905 года директор межевого института писал во Владимир: «во-первых, городской управой были присланы планы казенных и общественных учреждений, оказавшиеся почти все негодными для нанесения на план города, снятый Межевым институтом... Во-вторых, не указаны до сих пор границы городских земель с Ямской слободой». И просил о перенесении времени сдачи институтом всех работ по составлению на город нового плана до 1 октября. Николай Сомов ответил, что со стороны местных властей не имелось препятствий к тому, чтобы данный срок был продлен до 1 декабря.

Отказ столичных чиновников

Новый план Владимира с объяснительной запиской, содержавшей сведения о географическом положении, топографических, почвенных и климатических условиях города, росте Владимира и его населения, регулировании кварталов, улиц, прокладке новых проездов и расширении города, утвердили на заседаниях Владимирской думы 7 августа 1907 года и 25 июня 1908 года.

В апреле 1909 года управа предоставила губернатору Ивану Николаевичу Сазонову одобренный городской думой новый план Владимира. Он передал все материалы на заключение Губернского по земским и городским делам присутствия. Губернское присутствие, в свою очередь, проектный на г. Владимир план признало подлежащим утверждению с обязательным условием - на срытие валов в каждом отдельном случае спрашивать разрешение в установленном порядке.

Но технико-строительный комитет Министерства внутренних дел 15 июня 1910 года не счел возможным проект нового генплана г. Владимира представить на утверждение министра внутренних дел. И постановил возвратить его в Главное управление по делам местного хозяйства. Основная причина отказа ‑ на плане указывалось более 20 улиц шириной 8 саженей вместо положенных 10 саженей. Они, согласно инструкции, подлежали расширению. Требование нереальное и трудновыполнимое. Очевидно, что столичные чиновники никогда не бывали во Владимире и не имели понятия о специфике одного из старейших городов Российской империи, имевшего со времени своего основания узкие улочки.

Старт успешной

карьеры

29 октября 1910 года Головин писал: «Опыт, вынесенный мною из работ по съемке г. Владимира, послужил основанием к назначению меня заведованием съемкой г. Казани, которая только что выполнена под моим наблюдением 24 студентами и молодыми межевыми инженерами». В дальнейшем Николай Александрович участвовал в организации советской гражданской геодезии и основных нивелирных работ Москвы. Консультировал архитектора Щусева при разработке проекта планировки Новой Москвы. В 1922 году Головин заведовал геодезическим подотделом «Днепростроя». Кроме того, провел нивелирование Архангельска, Ревеля, Саратова и других городов. Его профессиональная судьба сложилась весьма удачно, а вот губернский город Владимир так и не обрел своего генплана еще долгие годы.

Маргарита ВЛАДИМИРСКАЯ.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
6 минут назад В Александрове суд приговорил «черного лесоруба» к 1 году колонии общего режима
Александровский городской суд вынес приговор в отношении 26-летнего гражданина одной из стран ближнего зарубежья. Его признали виновным в незаконной рубке лесных насаждений в особо крупном размере. Об этом сообщает пресс…
30 минут назад В районные больницы Владимирской области передали шесть новых легковых машин
Контракт на поставку автомобилей «Лада Гранта» был заключен в январе этого года. Стоимость составила почти 6 млн рублей. Шесть автомобилей поступили в регион еще в феврале. Сейчас их передали четырем медицинским организа…