Во-первых, вопрос о смерти классических СМИ отчасти «подогревается» адептами электронных технологий. Они ошибочно думают, что со смертью газет им достанутся наши аудитории и рекламные рынки.
Во-вторых, «отсталость» классических СМИ тоже искусственная: проблема не в плохом контенте, а в том, что плохи каналы их доставки до аудитории. Интернет-СМИ у нас успешнее «бумаги» только потому, что не имеют партнерами «Роспечать» и «Почту России». Там, где дистрибуция (под контролем государства) работает нормально: в Японии, США, Скандинавии - «бумага» не умирает.
Да, с прогрессом не поспоришь. Но и власти должны сказать свое веское слово. Они пока понимают, что территорию в 1/7 часть суши и население 85 очень разных субъектов Федерации в одну страну одними соцсетями и веб-сайтами не свяжешь. В России есть и работает единая государственная информационная политика. При этом вид СМИ: «бумага» это или Интернет - это всего лишь разные инструменты. Каждый из них предназначен для строго определенной работы. Сами по себе кувалда и киянка не хороши и не плохи. Но каждая хороша для одной работы, но не годна для другой. И наоборот.
Да, государство - основная и самая верная аудитория классических СМИ. Часто в этот тезис коллеги из т.н. «независимых» СМИ вкладывают иронический смысл. Мол, это не рынок и не свобода. Мол, это провоцирует сервильность СМИ по отношению к власти. Поэтому-де надо всю господдержку отменить.
При этом коллеги забывают сказать, что и они все содержатся за чей-то счет. И все выполняют чью-то волю. Мне непонятно, почему служить интересам своего государства позорно, а служить интересам государства, скажем, американского или бельгийского - нет. Или чем воля государства зазорнее воли какого-то денежного туза, олигарха и компрадора?..
Сам факт получения государственной поддержки не делает автоматически никакое СМИ ручным и лизоблюдным. Факт этот просто говорит лишь об одном: власть признает, что это СМИ реализует важную для страны государственную информационную политику.
Остальное - всего лишь частности. Они зависят от степени профессионального таланта и гражданской честности коллектива конкретного СМИ и его редактора. Да, главной функцией качественных государственных СМИ является не раболепие перед «рукой дающего», а «сшивка» страны, сохранение ее единства, дружного и осознанного решения наших общих задач.
И да, за это приходится платить. Но так же верно и то, что никакой свободный рынок этой задачи не выполнит и выполнять не станет. Просто потому, что ему это не выгодно.
С праздником, российская пресса!