Как рассказал на вчерашней встрече с журналистами главный жилинспектор региона-33 Сергей Шахрай, скучать его ведомству земляки не дают. Каждый год количество обращений растет, и в прошлом году в инспекцию их поступило 9172. Причем в каждом заявлении не один вопрос, а десятки (в одном обращении было и вовсе рекордных 46!). После сигнала идут проверки: с выездом жилинспекторов на место или документальные, касающиеся в основном самых важных для большинства вопросов - вопросов начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. В результате надзорной деятельности инспекции гражданам возвращено 35,3 млн рублей. Это переплата за отопление, электроэнергию по ОДН, горячее водоснабжение, содержание жилого помещения, а также заключение договоров на предоставление коммунальных услуг. В общем, получается, что практически нет ни одной позиции ЖКУ, где не было бы ущемления финансовых интересов конечных потребителей.
Законодательные новшества только добавляют масла в огонь. В 2017 году жилищно-коммунальные реформы продолжились (подробнее об изменениях мы писали в номере от 26 января), и изменившиеся правила игры заставят собственников, «ресурсников», управляющие компании и прочие ЖКХ-организации и платить по-новому, и считать по-новому, и по-новому делить ответственность.
Уже сегодня часть нововведений взбудоражила общественность. Оплата ОДН перекочевала в квитанциях из коммунальных платежей в жилищные, и платим мы теперь не ресурсоснабжающей организации, а непосредственно УК. Управляющие организации должны были просчитать норматив (в каждом многоквартирном доме он индивидуальный, но на основе общепринятых тарифов) и выставить счета. К сожалению, отмечает Шахрай, не все считали, некоторые взяли цифры с потолка, и граждане получили удивляющее увеличение платы. С каждым таким случаем жилинспекция будет разбираться. Во Владимире у инспекторов уже к двум компаниям возникли вопросы - УК «Люкс» и УК «Квартал». Предположим, что список будет длиннее - просто не все еще платежки разослали.
Найдут проверяющие УК завышение тарифа - оштрафуют в пользу граждан. Собственникам вернут сумму переплаты и еще 50 процентов сверху. Где управляющие возьмут эти деньги, никого не волнует - это их коммерческие риски, но точно не за счет увеличения тарифа.
Приятная новость для потребителей, но не стоит думать, что ужесточение коснется только поставщиков коммунальных благ. С собственниками тоже будут построже. Например, в обязательном порядке с 1 января будет применяться при расчетах повышающий коэффициент для тех, кто не поставил счетчики. На воду, например, этот коэффициент - 1,5, и если «добрый» «Водоканал» его не будет применять, то нарвется на санкции. А ему это надо?
О санкциях вспомнят, если у потребителей не заключен договор о техобслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией. О «газовой проблеме» мы уже не раз писали в последнее время, но Шахрай озвучил нюансы. Договор обязателен, а то «отключат газ», допуск проверяющих в квартиру обязателен, а то оштрафуют. Но! Специализированная организация не просто так деньги должна получать, прикрываясь законом, а действительно их отрабатывать. Более того, у потребителя есть право включить в договор дополнительные услуги (например, перенос газовой трубы) и при этом настоять на сохранении тарифа. При имеющейся конкуренции, возможно, настойчивость потребителя будет вознаграждена, и договор между сторонами станет обоюдовыгодным, а не только обязательным.
Собственников весьма настойчиво подталкивают к активной позиции. Защитить свои интересы граждане могут только так: внося коррективы в предлагаемые договоры и требуя неукоснительного их соблюдения. Читать внимательно «мелкий шрифт» придется не только в банке.