Не случайно театральная Москва любит и уважает Райкину за профессионализм, артисты и режиссеры легко пускают ее за кулисы и общаются с ней так открыто, как больше ни с кем из пишущей братии. Она действительно хороша, и книга «За кулисами» это только подтверждает. Здесь собраны любопытные зарисовки о жизни московских театров в разные годы. Они щедро сдобрены байками и цитатами великих и знаменитых. А еще размышлениями о том, как менялся театр в соответствии с переменами вокруг него. Как пишет сама Марина Райкина, «театр не мог не зеркалить жизнь с переменами, и он зеркалил ее как мог в силу отпущенного таланта художественным лидерам и их пастве ‑ актерам». Читается все это как остросюжетный роман, буквально на одном дыхании. А уж если вы не представляете себе жизни без спектаклей и обожания их создателей, то «За кулисами» - точно ваша книга.
Цитата: «В советские времена на гастролях пытались экономить те жалкие суточные, которые выдавали в твердой валюте. Во-первых, всякий умный артист знал и имел джентльменский набор гастролера ‑ сухая колбаса, буханка черного хлеба (можно несколько), голубцы в томате, килька в этом же самом. Если в гостинице стояла вонь, сразу было ясно, что вся труппа одновременно открыла голубцы в томате, предварительно разогрев банку под горячей водой. К консервам обязательно прилагалась бытовая техника в виде кипятильника, а также утюга у особенно продвинутых артистов Большого театра, которые ездили на длительные гастроли. Утюгами пользовались для приготовления мяса, когда голубцы и килька от частоты употребления застревали в горле».