Так совпало... Мы встретились как раз накануне годовщины его свадьбы. Он выбирал букет и подарок для жены. Все-таки 22 совместно прожитых года. Это серьезно...
- Роман Валерьевич, как вы познакомились с вашей будущей второй половиной?
- Мы оба из Вязников. Дружили со школы. Познакомился я с Наташей на дне рождения ее подруги. Я после 9-го класса поступил в Ленинградское суворовское училище, и после полугода робких отношений у нас завязался длительный роман в письмах. Писали друг другу многостраничные послания. Они до сих пор хранятся!
Затем я продолжил учебу в Санкт-Петербургской военной инженерно-космической академии имени Можайского, Наталья поступила в Нижегородский университет. А переписка продолжилась. Встречались во время каникул.
Поженились на 3-м курсе. На 4-м курсе получили курсантское семейное общежитие в Питере. Через год родился первенец, сын Даниил. Ночью вызвал «скорую», отвез Наташу в роддом, а днем мне сообщили радостную весть. Когда забирал ее с сыном, то пришло много друзей. У меня, кстати, видеозапись осталась. Весело было! Кто-то пришел с ребенком на руках, кто-то с будущим ребенком в животе. Я уже тогда знал, что такое ответственность. Все-таки курсант ‑ нам оружие доверяли, серьезную технику, был допуск к секретным документам. Переживал очень, куда распределят. Когда ты один ‑ это одно, а с женой и ребенком ‑ другое.
- И куда распределили?
- В Улан-Удэ. Сначала поехал один. А вдруг там медведи по улицам ходят? Но оказался замечательный военный гарнизон. Так что вскоре ко мне приехала супруга с сыном.
- Ваша жена - какая она?
- В ней нет излишнего кокетства и жеманства. Мне с ней всегда легко и просто общаться. Ценю ее прямолинейность. Она умная, красивая, хорошая мать и хозяйка. Мы оба любим порядок и организованность.
- Кто глава семьи?
- Мне нравится пословица, что муж ‑ голова, а жена ‑ шея. Но, как добавляет мой младший брат, если сильно шеей вертеть, то голова отвалиться может. Тут все должно быть разумно. У нас как-то сложился консенсус. Нет ярко выраженного главенства.
- А как вы делите обязанности по дому, по воспитанию детей?
- Традиционно: кухня и быт достаются супруге. А мне - лампочки поменять, ремонт сделать, машину заправить. По магазинам ходим вместе. Могу в каких-то ситуациях и подменить жену. Но понятно, что муж - добытчик. Особенно я это почувствовал, когда родился второй сын Денис, ему сейчас 16 лет.
Пять лет назад родилась дочка Таисия ‑ папина и мамина отрада. И сыновья любят ее безумно! Так получилось, что в моей семье нас было три брата. У младшего брата трое детей ‑ все пацаны. И у меня родились двое. В моем окружении, у партнеров по бизнесу - у всех тоже были одни мальчики. В общем, если коллективом выезжали на природу играть в футбол, у нас реально был отцовско-пацаний взвод. Девочек ни у кого!
Потому - если сыновья в нашей семье по большой любви, то дочка - еще и по четкому расчету. Причем это был расчет супруги. К тому времени мы уже были состоявшимися, у каждого свой бизнес, хотели насладиться отцовством и материнством.
На первом же УЗИ нам сказали: «Поздравляем! У вас будет парень!» А мы так хотели девочку. Но потом смирились: ладно, пусть еще один мальчик, тем более вещи остались от старших. Но ближе к родам нам неожиданно объявили, что будет дочка. И это, конечно, была большая радость для всей семьи и окружающих. Оказалось, что рок над нами все-таки не довлеет, что могут рождаться и девочки. Супруга у меня молодец!
- На кого ваши дети похожи?
- Знаете, говорят, когда супруги долго вместе живут, то становятся похожи друг на друга. Так что кто-то скажет, что на меня, кто-то ‑ что на жену.
- Как воспитываете дочь?
- Конечно, девочку воспитываешь по-другому. Мы понимали, что дочка долгожданная, единственная, что есть опасность избаловать. Но держим ее в строгости. Она у нас лидер, любознательная, ответственная. Всеобщая любимица. У нее есть понимание «нельзя», и это как-то сложилось само собой. Ей нравится учиться, лепить, рисовать, заниматься спортом. Глядя на старших братьев и меня, она с трех лет достаточно легко подтягивается на турнике. Играет с куклами, с мишками. Но в этом году Деду Морозу заказала машинку с пультом управления.
- Получается, она у вас не избалованная, а просто в любви растет.
- Любовь для всех важна. Каждый ее проявляет по-разному. Дочка как переключатель. Когда домой придешь и увидишь ее, то весь этот груз ответственности исчезает. Все переживания и трения растворяются в семье. Жена, безусловно - символ этого успокоения и умиротворения. А дочь ‑ как тумблер, сразу будто загорается свет. Сразу же обнимается, ласкается…
- Как вы с дочкой называете друг друга?
- Я ее ласково - Тасенька, но если надо призвать к ответственности, то - Таисия Романовна. Она меня - папой. Или иногда в шутку, с милой картавинкой - Роман.
- Дочь знает, кем папа работает, или нет?
- Она еще не разбирается в этом. Но забавно, что, увидев по телевизору президента Владимира Владимировича, она, когда поменьше была, говорила мне: «Папа, смотри, твой друг!» Сейчас любит, когда меня по телевизору показывают. Видимо, сам факт нравится.
- Кем хочет стать?
- Ну пока парикмахером. Делает куклам прически. Меня иногда расчесывает. У нее длинные волосы, и она сама себя заплетать пытается.
- А вы умеете косы заплетать?
- Это искусство не освоил. Но хвостик могу сделать. Когда мы с супругой учились по президентской программе, то как элемент обучения предлагалась зарубежная стажировка. Пришло приглашение, и жена на неделю улетела в Японию. Меня оставила с детьми. У меня был легкий стресс. Но я, с учетом занятости и загруженности, с честью справился. Вспомнил, что я умею готовить. И хвостики дочке делал, в садик отводил.
- Чем занимаются сыновья?
- Старший сын Даниил учится в Москве на военного переводчика, уже на третьем курсе. Младший сын Денис ‑ в школе, в 10-м физмат-классе. Один ‑ гуманитарий, второй выбрал точные науки. Внешне мы похожи, но они оба меня переросли, хотя я и не маленького роста.
- Есть общие увлечения? Даете ли сыновьям какие-то отеческие наставления?
- Вместе ездим на природу, в спортзал. Футбол, волейбол, бассейн ‑ это мы все любим. Я иногда, наверно, бываю занудным со своими нравоучениями. Особенно доставалось старшему. Со средним сыном я уже на своих ошибках был научен. Главное в системе воспитания ‑ личный пример. Если папа не курит, не чужд спорту, то и сыновья тоже.
Сам я из многодетной советской семьи. Рано начал работать. Когда учился в 9-м классе в вечернюю смену, по утрам подрабатывал мотальщиком на льнокомбинате. Заработал тогда себе денег на одежду и на туристическую поездку в Белоруссию. Сыновья Даниил и Денис тоже в каникулы с 14 лет работали. Денис - в Патриаршем саду, Даниил ‑ разнорабочим на стройке. Воспитание трудом ‑ это важно. По субботам организуем дома ПХД ‑ парково-хозяйственный день. Убираем с сыном квартиру. Глядя на нас, Таисия тряпку берет, помогает.
- Как с наказаниями?
- Приходилось иногда наказывать. В основном в виде лишения чего-то: телевизора или компьютерной игры. Иногда ‑ шлепки. С сыновьями иной раз нужно и наличие ремня обозначать, что он в принципе у меня есть. Дочку пару раз в угол ставили. Но это уже крайняя мера. Мы с женой поняли, что тут, чтобы не подрывать авторитет друг друга, надо действовать сообща. Когда один наказывает, другой не должен целовать, а хотя бы как минимум поддерживать нейтралитет.
- Какими видите своих детей в будущем?
- Мы живем в такое время, когда многие ставят деньги превыше всего. Товарищи-бизнесмены часто рассуждают о наследстве, что детям оставят. Одному один бизнес перейдет, второму ‑ другой. Спорю: слушайте, не факт, что ваш бизнес, к примеру, фабрика, проработавшая три столетия, будет кому-то нужна. Сегодня технологии поменялись. Некоторые услуги и товары вообще не нужны. Поэтому главный капитал, по-моему, который должны дать родители своим детям, ‑ это умения и хорошее образование. Важно воспитать уважение к старшим, терпимость к тем, кому труднее, стремление развиваться и чувствовать ответственность перед родителями, семьей, Родиной, государством.
У моих детей, во всяком случае, у взрослых сыновей, есть понятие о совести и чести. Старший сам выбрал военную специальность, решил реализовать себя в качестве мужчины-воина, никто его не подталкивал. И такие решения своих сыновей я всегда поддержу.