Налогового прогресса много не бывает
За последние 5 лет налоговые доходы региональных бюджетов РФ выросли на 40 с лишним процентов, в регионах ЦФО рост составил в среднем 39 процентов - цифры на семинаре Счетной палаты в Суздале привел аудитор СП РФ Сергей Штогрин.
Во Владимирской области этот показатель гораздо выше - 46,4 процента, и этот рост с хорошей динамикой (в 2011 году область собирала 29,2 млрд рублей, а в 2016-м - 42,8 млрд). По темпам роста в ЦФО лучше нас только семь регионов. По денежным объемам сборов впереди восемь субъектов, включая Москву и Московскую область.
Если проанализировать виды налогов, то рост - практически по всем фронтам. Что особенно обнадеживает - в части налога на прибыль регион-33 прибавил за пять лет почти 53 процента. А налог на прибыль - индикатор «здоровья» экономики. По налогу на прибыль лучше, чем у нас, темпы только у пяти субъектов ЦФО. Даже в абсолютных цифрах сборов этого налога мы на седьмом месте в ЦФО (после Москвы, Московской, Тульской, Ярославской, Липецкой и Воронежской областей).
Одним словом, власти в рамках своих полномочий делают многое. Но не все и не всё. Это признали участники семинара в Суздале - они ведь для этого и приехали, чтобы обсудить варианты резервных доходов регионов и проблемы с их администрированием. Владимирская область ‑ крепкий середняк, но власти хотят быть лучшими. И совсем не случайно на эту встречу приехали первые лица региона во главе с губернатором Светланой Орловой.
В «тени» притаились миллиарды
Первое, что приходит в голову при упоминании резервов поступлений в бюджет, - это наращивание сборов налоговой недоимки. На начало года во Владимирской области она составляла порядка 12 миллиардов рублей. Из них 4,5 миллиарда ‑ «недосдача» в бюджет области. Казалось бы, вот они, деньги, приди и возьми. Но руководитель региональной УФНС Сергей Кошелев констатирует: 45 процентов этих сумм приходится на долги предприятий-банкротов, взыскать с которых что-либо уже нереально. Справедливости ради: региональная налоговая с такими должниками все равно активно работает, но на самом деле на эту недоимку рассчитывать особенно не приходится.
В отличие от, например, так называемой неформальной занятости.
Сергей Штогрин привел данные по ЦФО о просчитанных объемах теневого рынка труда: это около 13 процентов всех трудоспособных граждан - 2,7 миллиона человек. Из них 145,5 тысячи «теневых» трудяг - наши, владимирские. По их числу у нас седьмое место в ЦФО.
Очевидно, все эти люди на что-то живут: покупают еду, одежду, платят за транспорт и по счетам. То есть деньги они так или иначе зарабатывают. Но вот налогов с заработков не платят. Даже если взять по минимуму... Плати все эти люди НДФЛ хотя бы по тысяче в месяц, наш бюджет вырос бы сразу на 1,7 миллиарда рублей! Поэтому выводить теневую занятость на свет необходимо, тут без вариантов, в этом уверены все.
Но как? Людям надо разъяснять, что с «серой» зарплатой у них нет никакой соцзащиты, нормально оплачиваемых больничных, отпускных и будущих пенсий? Делать ай-яй-яй работодателям? Ну да, можно и нужно. И это иногда работает: в прошлом году благодаря работе налоговиков с работодателями бюджет «прирос» только по НДФЛ на 300 миллионов. Но Штогрин дал понять, что работать на этом направлении надо не только и не столько налоговикам, сколько муниципалитетам.
Союзниками властей в части борьбы с теневыми зарплатами выступают и ответственные бизнесмены. Генеральный директор «Гусара» Александр Березкин предложил дать налоговой службе специальный инструмент. Например, не церемониться с нерадивыми неплательщиками налогов, а ввести спецналог для тех работодателей, которые показывают в отчетности официальные зарплаты своего персонала в 5-10 тысяч рублей. По подсчетам Березкина, казна РФ из-за теневых зарплат теряет от 1,5 триллиона рублей в год.
А это неправильно.
Ездишь? Плати!
Другой резерв - транспортный и имущественный налоги. В нашем регионе за пять лет поступление транспортного налога выросло на 82 с лишним процента (в ЦФО - на 80 процентов). Прекрасно? Ничуть. Недоимка по транспортному налогу во всех регионах колоссальная.
- Ездят - и не платят! - констатирует Штогрин.
Он привел данные соотношения долгов к объемам сборов во всем ЦФО: в 10 субъектах округа задолженность по ТН составляет значительно больше всего годового объема поступлений этого налога. Региона-33 в этой десятке нет, но и нам хвалиться в этом смысле тоже нечем: на 1,3 миллиарда сборов по транспортному налогу приходится почти столько же недоимки.
Ну а если сопоставить базы данных по транспорту ГИБДД и налоговой, неизвестно, что еще можно найти. Во всяком случае, в других регионах «косяки» уже обнаружены. В Дагестане более 10 тысяч машин числятся за ликвидированными предприятиями. В Туве, Ингушетии, Чечне, Дагестане, Крыму, Севастополе, на Алтае и на Камчатке резерв от расхождений баз данных, по расчетам СП РФ, составляет почти 49 миллионов рублей в год. А ведь есть еще летательные аппараты, водный транспорт, учет которых откровенно хромает. Например, в Севастополе, по данным Росавиации, числятся три частных воздушных судна. Но налоговая о них не знает. На Камчатке, по данным Минтранса, более 400 катеров и лодок, на которых в налоговой нет данных. Штогрин говорит, что Счетная палата проверила ведомства, учитывающие все, что ездит, летает и плавает. Базы данных у них в порядке.
- Так почему они вовремя не передают корректные сведения в ФНС? - недоумевает эксперт.
Или вот имущественные налоги. Их поступление выросло абсолютно во всех регионах ЦФО. Не зря с 2013 года сдано почти 100 тысяч квадратов жилья. В части темпов роста налога на имущество физлиц Владимирская область находится на 11-м месте в ЦФО. Мы с вами заплатили в бюджет в прошлом году за свои дома, дачи, квартиры и гаражи 128 миллионов. Но, оказывается, почти столько же мы (ну или наши несознательные земляки) недоплатили (96,1 процента от этой суммы). Больше нас соотношение задолженности к годовому поступлению имущественного налога - в семи регионах ЦФО.
Регионы и муниципалитеты занимаются этими долгами, констатируют в СП. Однако недостаточно. Сопоставление данных до сих пор хромает. Нередко на учете в налоговой числится избушка за 10 тысяч рублей, а по факту там гостиница ценой в 100 миллионов.
Впрочем, во Владимирской области такого вроде бы нет: базы Росреестра и УФНС сверены на 99,85 процента, а изменения досылаются в режиме нон-стоп.
А вот с землей чудеса случаются повсюду. Штогрин наглядно демонстрирует картинку с публичной кадастровой карты, где два абсолютно одинаковых, расположенных «граница в границу» участка разнятся в кадастровой оценке почти в восемь раз! Один из владельцев явно много недоплачивает. А сколько таких недоплат по всей стране? Так что над качеством и достоверностью формирования кадастра регионам еще работать и работать.
Бой нулевым декларациям и «левому» субподряду
Владимирские эксперты также выдают свои рецепты роста доходности бюджета. Председатель региональной Счетной палаты Ирина Тулякова считает, что, во-первых, налоговикам надо внимательнее относиться к субъектам малого бизнеса, из года в год подающим нулевые (без прибыли) декларации. Таких около 30 процентов. Кто годами работает без прибыли? Те, кто работает по-серому. Вторая тема от Туляковой: надо лоббировать на федеральном уровне стимулирование финансово аккуратных регионов, живущих по средствам.
Кстати, Штогрин комплиментарно отзывается о регионах, которые, подобно нашей области, развивают свою экономику, снижают дотационность и не влезают в долги:
- Это очень хорошая тактика, она ведет к независимости от внешних конъюнктур.
Если бы еще власти стимулировали это не только добрым словом...
Председатель ЗС Владимир Киселев, впрочем, не намерен сдаваться даже после первого отказа Госдумы в поддержке владимирской инициативы взимать плату за лицензию на торговлю алкоголем не с юрлица, а с каждой торговой точки. Логика здесь такая: неправильно, что лицензия обходится в одну сумму мелкому сельмагу и большой сети с десятками магазинов по всему региону. Сети явно недоплачивают.
Председатель бюджетного комитета ЗС Максим Васенин в интервью «ВВ» рассказал о такой перспективе роста бюджетных доходов, как введение местного торгового сбора в рознице. Хотя сразу оговорился: этот вариант в ближайшие 2-3 года законодатели точно рассматривать не будут, потому что кризис.
А Александр Березкин предлагает не только наращивать собираемость налогов, но и разумнее тратить то, что уже собрано. Для этого надо внести поправки в пресловутые 44-ФЗ и 223-ФЗ, чтобы на торги могли заявляться только те компании, у которых есть материально-техническая база и подготовленный для исполнения контрактов персонал. Пока же часто торги выигрывает один, исполняет их по субподряду другой, а бюджет кормит обоих. А мы вряд ли можем себе позволить неоправданное транжирство.