Стремятся к нулю
Для мусора в современном мире существует всего три пути: на свалку, в печь или в переработку. Во Владимирской области наиболее распространен первый, он же - самый типичный для России. Очевидно, что одна из причин - ощущение, что у нас пока еще осталось немало земли, куда валить мусор. При этом, конечно, захламляется территория, загрязняются водные горизонты, отравляется почва - но все равно этот путь дешевле и безопаснее, чем сжигать мусор на специальных заводах.
Один такой завод был построен во Владимире еще во времена перестройки. Сейчас он, к счастью, не работает. К счастью - потому что мусоросжигательный завод ‑ это поистине «фабрика смерти», которая из отходов 4-5-го класса опасности (к которым относятся ТБО) производит вещество высшего ‑ 1-го класса опасности - токсичную золу. Ее тоже надо утилизировать. Да, по объему ее в 10 раз меньше, чем мусора. Иногда ее добавляют в цемент. Но при сжигании мусора в атмосферу выбрасывается 250 химических веществ, самые опасные из которых диоксины. Это яды с мощным мутагенным и канцерогенным действием, вызывающие т.н. «химический» СПИД. Вдобавок сжигание вдвое дороже переработки.
Самой прогрессивной с экологической точки зрения стратегией обращения с мусором сегодня считается концепция «Ноль отходов». Она подразумевает 100-процентную переработку мусора, отказ от его сжигания и захоронения. Этого идеала к 2020 году собирается достичь город Сан-Франциско. Сейчас там перерабатывается 75 процентов отходов. Японский городок Камикатцу, по размеру сопоставимый с Суздалем, пускает в оборот 80 процентов мусора, а столица Словении Любляна ‑ 61 процент. Во Владимире, для сравнения, как вторсырье используется всего около 7 процентов отходов. Остальной мусор отправляется на Марьинку, где лежит мертвым грузом.
Да, «Ноль отходов» для нас пока из области фантастики. Хотя Владимирская область все же движется в сторону уменьшения свалок за счет максимально возможной переработки мусора. Движется вместе со всей страной, поскольку вектор задан президентом и правительством. Вывоз необработанных отходов на свалки в РФ законодательно запрещен. Кто это правило нарушает, тот должен платить за негативное воздействие на окружающую среду. Через год эта плата добавится в тариф для населения из расчета 20 рублей с человека.
Для требуемой законом обработки отходов у нас есть Генеральная схема очистки территории области. Ею предусмотрены шесть сортировочных станций. При этом количество мест захоронения отходов в регионе должно сократиться до пяти: Марьинский, Муромский, Александровский, Киржачский и Петушинский полигоны. Туда, теоретически, будет попадать только минимум «хвостов». По мнению Мигачева, схема очистки ‑ это идеал, к которому область будет идти много лет, потому что мы не можем себе позволить строительство сразу сортировок и полигонов. Их общая стоимость оценивается в 25 миллиардов рублей. А вот Московская область на такой шаг решилась - и сразу увеличила тариф для населения в шесть раз. У нас объекты будут вводить по очереди, чтобы не шокировать жителей величиной тарифа.
Проект мусороперерабатывающего завода во Владимире как раз вписывается в схему очистки. Инвестор обещает отправлять на полигон не более 20 процентов отходов города.
Как это работает?
В отличие от ручной сортировки, применяемой УНР-17, разбирать содержимое мусоровозов будет автоматика производства Австрии. Линия представляет собой конвейер, снабженный оптикой. Когда прибор замечает на ленте, например, пластиковую бутылку, на нее подается струя сжатого воздуха. И полезный пластик отправляется в отдельную емкость. Металл будет выбираться при помощи магнитов. Преимущество автоматической сортировки ‑ в производительности. За год завод способен обработать 160 тысяч тонн отходов. Как раз столько ежегодно производит Владимир.
Стоимость проекта - 1,5 миллиарда рублей. Компания «Экотехноменеджмент» обещает принимать отходы у мусоровывозящих компаний по существующей цене - 200 рублей за куб. В эту сумму будут входить сортировка, транспортировка «хвостов» на Марьинку и захоронение. Для населения, как обещают, тариф не изменится. Возвращать вложения инвестор планирует за счет экономии на транспортировке и захоронении (на полигон поедет, по расчетам, в пять раз меньше мусора). Но главным образом ‑ на продаже вторсырья.
Выделять для рисайклинга планируют бумагу, картон, алюминиевую банку, ПЭТ, полипропилен, полиэтилен низкого и высокого давления, полистирол.
Пластик будет перерабатываться на месте в хлопья и гранулы. Бумагу, металл и стекло планируют продавать. Только во Владимирской области работают 17 предприятий, которые закупают вторсырье в других регионах, в том числе у компании «Экотехноменеджмент», и даже за границей. Из органики инвестор намерен получать почвогрунт и пересыпать им отходы на полигоне. Сейчас за него платят по 300 рублей за куб. Разложение органики будет происходить не на заводе, а на Марьинке. Вторсырье, не имеющее реализации, может пойти на производство тротуарной плитки. В нашей области такую уже выпускают.
Цена спокойствия
Все перечисленное, по мнению экологов, безопасно и не представляет никакой угрозы ни населению Владимира, ни окружающей среде.
- Завод не пахнет, - уверяет Алексей Мигачев. ‑ Из выбросов в воздух ‑ только выхлоп двигателей мусоровозов. Клязьма надежно защищена золоотвалом ТЭЦ.
Единственный план инвестора, который вызывает беспокойство у специалистов-экологов ‑ это намерение производить во Владимире РДФ-гранулы. Сам технологический процесс для окружающей среды безопасен. Но вот использование этого продукта в качестве топлива ‑ это, по сути, сжигание мусора. Но пока в России дешевый газ, уверяет инвестор, рынка сбыта для этого продукта в стране нет. Поэтому РДФ-топливо собираются отвозить на Марьинку (по 40 тысяч тонн в год) и хранить там в депозитариях в надежде, что покупатель рано или поздно найдется.
- И хотя директор департамента природопользования и охраны окружающей среды официально заявил, что область не будет отходы у себя сжигать ни в какой форме, кто даст гарантии, что это топливо из мусора не окажется в какой-нибудь котельной, а со временем, если изменится конъюнктура рынка, ‑ и на Владимирской ТЭЦ, по соседству с которой инвестор стремится разместить завод? - сомневается эколог Юлия Боброва.
Участок рядом с ТЭЦ, объяснили на публичных слушаниях, выбран из экономических соображений. Предприятию нужна электроэнергия и вода. Если разместить его на Марьинке, как предлагают жители, то цена проекта вырастет с 1,5 до 2,3 миллиарда рублей. Плюс увеличатся эксплуатационные расходы, в том числе транспортировка ‑ самая весомая составляющая в «мусорном» тарифе. Для населения услуга по вывозу ТБО в этом случае подорожает на 50 рублей, прогнозируют в департаменте. Это примерно 15 процентов от действующей средней платы.
Люди на публичных слушаниях, конечно, кричали, что готовы переплачивать ради собственного спокойствия, даже если завод действительно безвредный, но вряд ли это имеет смысл. Выносить из города чистое производство и выбрасывать деньги на ветер нерационально. То, что в Костроме уже год работает аналогичное производство этой компании (оно, кстати, рекомендовано регионам правительством как типовой проект), подтверждает эту точку зрения. Плюс подобные предприятия уже строятся в Белгороде и в Крыму.
- Сегодня мы мусор просто закапываем. А это реально хороший проект. Он для экологии города важен, - говорит Алексей Мигачев.
Еще более продвинуться в направлении идеала, по мнению экологов, поможет внедрение раздельного сбора мусора населением. Тогда потребуется меньше ресурсов для сортировки мусора, отмывания той же ПЭТ-бутылки, больше бумаги и картона будут пригодными для переработки. По такому пути идут все города, реализующие стратегию «Ноль отходов».
Во Владимире же пока только одна мусоровывозящая компания.