Чаепитие под перестук колес
Традиция российских железных дорог подавать пассажирам чай в стаканах с подстаканниками родилась в 1892 году с легкой руки Сергея Витте. За короткий срок, что Витте занимал должность министра путей сообщения, он успел провести реформу тарифов, улучшил железнодорожную логистику, инициировал строительство новых магистралей. За масштабными реформами не забыл и о комфорте - закупил для поездов подстаканники. О многих славных делах этого реформатора мы давно забыли, но Транссибирским маршрутом и подстаканниками пользуемся до сих пор.
Первыми оценили нововведение проводники. Пассажиры тоже остались довольны: даже при резком торможении новая посуда, в отличие от обычных стаканов и кружек, со столиков не падала. Удобно, безопасно, да еще и красиво.
На родине артефакта
Мы отправились на родину железнодорожного артефакта - в Кольчугино. Именно здесь, на Кольчугинском металлургическом заводе, который на разных этапах своей истории именовался то «Товариществом латунного и меднопрокатного заводов А. Кольчугина» (название предприятия и дало имя возникшему вокруг него рабочему поселку, ставшему затем городом), то «Кольчугцветметом», а ныне - это Цех товаров народного потребления, получающий «прописку» на АО «Электрокабель» Кольчугинский завод» Уральской Горно-металлургической компании, и появились на свет знаменитые подстаканники для массового пользования.
- В 1892 году при управляющем Владимире Штуцере был запущен давильный завод, специализировавшийся как раз на выпуске самоваров и другой посуды, в том числе и подстаканников, - рассказывает руководитель заводского музея Ирина Аккуратнова. - К сожалению, мы не можем проследить документально историю освоения того или иного изделия в дореволюционный и довоенный период. Дело в том, что во время Великой Отечественной войны архив завода был уничтожен, его сожгли, готовясь к возможной эвакуации.
Кольчугинские металлурги с железнодорожниками уже сотрудничали, поставляя медные листы для паровозных топок. Но вот кому первому пришла идея о подстаканниках ‑ то ли это была идея министра, которую осуществили местные мастера, то ли кольчугинцы вышли на Витте с предложением, - сейчас уже сложно определить.
Впрочем, так ли уж это важно? Главное, что кольчугинские подстаканники стали одним из символов русской железной дороги. И остаются им и поныне.
- Чай заказывает каждый десятый пассажир. В прошлом году пассажиры выпивали от 830 до 940 тысяч стаканов чая ежемесячно, а за год это вылилось в цифру 10 млн стаканов, - озвучила занимательную статистику представитель АО «Федеральная пассажирская компания» Елена Мирошникова.
На балансе «РЖД» числится 540 тысяч подстаканников. Это только в самом хозяйстве. Дело в том, что некоторые пассажиры, мягко формулируя, пытаются подстаканники «усувенирить». А потому пару лет назад железнодорожники решили направить тягу народа к прекрасному в легальное русло, предложив всем желающим приобрести подстаканники на память о поездке на совершенно законных основаниях. В 2016 году в качестве сувениров «РЖД» продали 50 тысяч подстаканников.
История страны в сюжетах
Массовое распространение подстаканники получили в советское время. С середины
1920-х годов, видимо, под лозунгом «культуру быта в массы» они стали появляться во всех поездах и вагонах любой категории ‑ не только повышенной классности. В любом присутственном месте, чиновном кабинете, гостинице считалось хорошим тоном обрамлять стаканы подстаканниками. Особым шиком было иметь «правильное» изображение в центральном медальоне. Например, портрет Сталина или герб СССР. Позже появилась и местно-сувенирная тематика ‑ гербы или памятные места городов.
Между прочим, изделия с портретами вождя народов или гербом СССР заказывают у кольчугинских мастеров и сегодня. В основном киношники для съемок сцен в кабинетах военачальников или министров. Но все же в спросе более актуальная тематика. Например, к чемпионату мира по футболу в 2018 году будут выпущены новые подстаканники - их дизайн сейчас разрабатывается.
Государственная символика Российской Федерации ‑ также очень популярна. Причем не только на изделиях, предназначенных для официальных подарков. Так, летом прошлого года известный певец Филипп Киркоров, увидев в екатеринбургском отеле «Хаятт» латунный подстаканник с изображением российского герба, захотел такой же во что бы то ни стало. И хотя вещь не предназначалась для продажи, сотрудники отеля не смогли отказать знаменитости. Вместе с кольчугинским подстаканником Киркоров приобрел еще хрустальный стакан и чайную посеребренную ложку. А вот чемпиону-биатлонисту Антону Шипулину набор кольчугинских подстаканников достался в подарок.
Туристы, приезжающие во Владимир, с удовольствием покупают сувенир с изображением Золотых ворот, а питерцам завод отправляет продукцию с разводными мостами северной Пальмиры. Под Новый год на ура идут «Деды Морозы» и «Русские тройки». Всегда востребованы серия «Великие люди» (особенно пушкинские мотивы) и «Богатырская серия».
Дело мастера
Сюжеты, как правило, придумываются на заводе. Как говорит начальник ЦТНП Виктор Горячев, «коллективным разумом». Именно так появились те же «Богатыри». Детальной же проработкой дизайна занимаются как заводские художники-граверы, так и привлеченные мастера. Но окончательная доводка ‑ всегда за местными.
- Бывает, что мы специально в штампе мелкие какие-то нюансы не прорабатываем. Знаем по опыту, что не всегда хорошо получится, особенно в портретах. Поэтому чеканим основу, а доводку оставляем граверам, - раскрывает секреты Горячев.
Гравер Анатолий Алешин на завод пришел в 1979 году, сразу после окончания художественно-промышленного училища в Павлове-на-Оке. На «Кольчугцветмете» работали его родители. Общий семейный стаж Алешиных насчитывает почти полтора века.
- Работа кропотливая, долгая, трудоемкая и очень ответственная: чуть ошибешься ‑ вещь испорчена. Раньше еще сложнее было ‑ вся гравировка только ручная. А сейчас станками рисунок наносится. Но чем сложнее и интереснее рисунок, тем больше приходится дорабатывать, что по гравировке, что по чеканке. Есть и такие вещи, где машина и вовсе бессильна перед человеком, - считает опытный мастер.
Вообще, говорят заводские, здесь могут выпустить продукцию с любым рисунком, орнаментом, логотипом. Даже с вашим портретом, к примеру. Дело только в цене. Массовое производство по себестоимости единицы продукции ‑ значительно дешевле, чем выпуск малых партий, а тем более единичных предметов.
Но и массовую продукцию особо дешевой не назовешь. Качественные изделия из цветных металлов за бесценок просто не сделаешь.
В Кольчугине работают с разными металлами. Наиболее ходовые для производства посуды ‑ латунь и медь. Премиум-продукция делается с использованием технологии позолоты и серебрения. Под заказ выпускаются и партии из медно-никелевых сплавов (мельхиора, нейзильбера) и драгметаллов ‑ серебра и золота. В прошлом году произвели 12 тысяч серебряных подстаканников из серебра 99-й пробы. Всего же за год кольчугинцы выпустили около 160 тысяч единиц этого товара.
Победили качеством
В истории сотрудничества «РЖД» и завода был момент, когда покупатель захотел найти поставки подешевле. Нашли в Китае. Китайцы решили сэкономить на разработке собственного дизайна - просто скопировали подстаканники, выпускаемые в Кольчугине. Но копия проиграла оригиналу, и довольно быстро «РЖД» возобновили закупки у кольчугинских мастеров.
Помимо подстаканников Цех товаров народного потребления еще много чего производит: от сервировочной мелочовки в виде колец для салфеток до дорогой ресторанной и интерьерной посуды. Так, например, ресторан «Чорсу.рус» полностью оформил свой интерьер латунными тазами кольчугинского производства. А в гостиницах Park Inn можно встретить ресторанную посуду того же происхождения. У потребителей также пользуются популярностью посеребренные наборы столовых приборов, а также различные тазы, ковши, чайники и турки из меди и латуни.
- Потенциал у завода по производству товаров народного потребления - огромный. И опыт более чем вековой за плечами, и наработанные партнерские связи, и коммерческие перспективы отличные, - оценил перспективы директор ЗАО «Кольчугцветмет» Евгений Антонов. - Одно время именно у этого производства были сложности из-за конкуренции с дешевой ‑ во всех смыслах - продукцией, но ситуация меняется. Сегодня номенклатура только подстаканников расширяется на 10 новых позиций ежегодно. Люди снова стали приобретать качественные товары. А мы не экономим ни на качестве металла, ни на качестве припоев, работаем по советским технологиям и ГОСТам. Продукция интересна как корпоративным заказчикам ‑ в прошлом году отработали заказы для «РЖД», компании «Ростерминалуголь», Балаковской АЭС, - так и простым людям. Хорошо идут продажи через Интернет и сеть фирменных магазинов, которую мы начали создавать. Вложения в организацию магазина «Кольчугинский мельхиор» во Владимире окупились за год ‑ это и есть показатель спроса.
От металлического листа до шедевра
А начинается производство кольчугинской посуды с больших рулонов высококачественной металлической ленты, поставляемой по кооперации другими предприятиями УГМК. Рулоны устанавливаются на специализированное оборудование, после чего лента разматывается и подается на штамповочный пресс для изготовления заготовок. На заготовку штамповщик наносит оттиск с матрицы ‑ на пластине появляется чеканный рисунок. На следующем этапе эту пластину сворачивают и спаивают. После чего следует технологическая операция «склонение» - подгиб нижнего края. Остается только соединить узорную часть подстаканника с донцем, запрессовать конструкт и припаять ручку. Донца и ручки изготавливаются отдельно.
Теперь подстаканник, хоть и в сборе, но по виду сильно отличается от привычной нам продукции. Следующий шаг ‑ наведение лоска. Заготовки шлифуют, подвергают чернению или наносят декоративное покрытие из никеля, серебра или золота.
Мастер отдела серебрения Юлия Новожилова увлеченно рассказывает, насколько это сложная и интересная технология. И даже сожалеет немного, что училась на технолога, а не на химика, уж больно завораживающая сама химия процесса.
В отделе серебрения в гальванических ваннах с серебряным раствором во время нашей экскурсии «купались» столовые приборы. Не успели мы застать серебрение подстаканников. Зато в отделе золочения как раз кипела работа со знаменитым юбиляром.
На уже никелированные или посеребренные подстаканники вручную кисточкой наносится защитная эмаль. Нужно оставить незакрашенными только те части, что потом станут золотыми, например тонюсенький ободок, обрамляющий центральную вставку.
- Обратите внимание, насколько быстро и точно работают мастера, оцените точность работы, - любуется своими коллегами начальник ЦТНП.
Правда, до нанесения позолоты оценить этот труд сложно. Зато после того, как вынутые из гальванического раствора изделия отмоют от защитного лака ‑ рисунок заиграет во всей красе, и тут уж никто не останется равнодушным.
Работа с гальваникой действительно сложная. К тому же и не безвредная ‑ в растворах присутствуют цианы, а в воздухе, несмотря на работу самых современных вентиляционных систем, висит устойчивый запах растворителей. Пенсию здесь зарабатывают досрочно. Только уходить на заслуженный отдых работницы (тут в основном женщины) не спешат.
- У меня стаж уже 37 лет. Пришла сюда 19-летней девчонкой. До сих пор работаю. Дело не только в заработке - нравится само дело. И коллектив хороший, и изделия разнообразные ‑ нет монотонности. И результат работы, когда вот такую красоту видишь, радует, - признается лаборант Вера Павлова.
Этой радостью кольчугинские металлурги щедро делятся с потребителями.
- Красивая и стильная сервировка ‑ это целая философия, - рассуждает руководитель заводского музея Ирина Акуратнова. - Те же подстаканники сразу превращают чаепитие в церемонию, создают ‑ даже в дорожных условиях - атмосферу уюта, наслаждения жизнью, вдумчивого и душевного общения. Это те вещи, которые меняют нашу жизнь, делают ее теплее и лучше.
Екатерина НОСОВА.