Новое - хорошо забытое старое
Продавать облигации федерального займа будут Сбербанк и ВТБ24. Объем первого выпуска потянет на 20 млрд. Номинал каждой облигации ‑ тысяча рублей, но желающим вложиться в них придется купить минимум 30 облигаций (на 30 тысяч). А самый большой лот для инвесторов будет стоить 25 млн рублей. Обещанная доходность - 8,5 процента годовых. Некоторые эксперты затею раскритиковали. Одни указывали на то, что минимальный лот стоит дорого для среднестатистического россиянина, тем более «в кризис у людей лишних денег нет ‑ кто-то уже проедает накопления». Другие заявили, что никаких особых преимуществ у народных облигаций перед классическими государственными бумагами нет ‑ процент практически тот же. Третьи недоумевали: 20 млрд «займа у народа» триллионному бюджету и экономике не сильно помогут. А четвертые припоминали, как люди в 90-е годы прошлого века теряли деньги на ГКО ‑ и поэтому не рискнут снова…
- Я думаю, у Минфина в данном случае получился этакий пиар-ход с резонансом в СМИ по поводу дебютного выпуска народных ОФЗ, - говорит Татьяна Старикова, заведующая кафедрой финансов Владимирского филиала РАНХиГС. ‑ Это прозвучало как новация. Но ОФЗ ‑ не новое явление на финансовом рынке. Классические гособлигации выпускались всегда. Это старейший и активно используемый во всем мире финансовый инструмент - еще с тех времен, когда вообще появились государственные бюджеты. Другое дело, что рыночная экономика в РФ появилась не так давно. И у нас своя историческая память взаимоотношений с ценными бумагами - как со знаком плюс, так и со знаком минус.
От честной игры до ГКО
В СССР гособлигации были единственной ценной бумагой, доступной гражданам. Условия ее покупки наш эксперт называет «честной игрой». ОФЗ были бессрочными (без жестко установленного срока обращения), но ежемесячно в сберкассах разыгрывались номера «выигравших» ОФЗ (тогда еще
ОВВЗ ‑ облигаций внутреннего выигрышного займа, так они назывались), и тогда гражданин-инвестор мог забрать свои деньги с прибавкой. Выигрывали абсолютно все бумаги, просто в разное время, так что свои вклады плюс три процента люди честно получали. А государству этот механизм помогал изымать у граждан лишние деньги, на которые во времена дефицита им все равно нечего было купить, и тем самым избегать роста скрытой инфляции.
В 1990-е с их сумасшедшей инфляцией и гипертрофированными займами и рынок ОФЗ стал, увы, неуправляемым. Татьяна Старикова даже называет нонсенсом, что уровень доходности гособлигаций был тогда выше всех других финансовых инструментов:
- У государственной ценной бумаги главное достоинство ‑ обеспеченность, а потому максимально возможная надежность. Поэтому она априори не может иметь доходность выше рыночных инструментов.
Самыми популярными тогда были печально известные ГКО ‑ государственные краткосрочные бескупонные облигации, которые продавались ниже номинала, а погашались по номиналу с аукционной системой установления доходности с аукционов. Кстати, аукционный механизм наш эксперт называет хорошим, но только «если там нет коррупционной составляющей». Была ли она в 1990-е? Многие эксперты уверены, что была. Татьяна Старикова высказывается аккуратно: «Я не видела официальных отчетов на этот счет. Поэтому ничего утверждать не могу».
Главный скандал случился, когда Банк России (гарант по гособлигациям) объявил об отказе погашать майские облигации 1998 года. Это привело к лавинообразному кризису: все пытались спасти деньги, вкладывая их в валюту, поэтому курс рубля обвалился катастрофически. Разгребать весь этот хаос пришлось вернувшемуся на должность председателя ЦБ легендарному Виктору Геращенко (Гераклу - так его называли в финансовых кругах). Одним из его волевых решений было выплатить «физикам» все их деньги по ОФЗ в полном объеме. Причем Геращенко в самый конец очереди кредиторов отодвинул все иностранные клубы инвесторов: дескать, знали, что у страны тогда был низкий кредитный рейтинг, и риски понимали, так что подождут. Приоритетом стало выплатить все именно гражданам РФ и российским предприятиям. Люди, впрочем, остались не особенно благодарны, потому что тысяча рублей до дефолта значила совсем не то же, что после него. Курс-то обвалился, соответственно выросли и цены, так что возврат был не особенно весомым. «Но никто ведь не мог гарантировать, что такого ‑ дефолта - не произойдет», - напоминает Татьяна Старикова.
Спрос неизбежен?
А где гарантии, что сейчас не случится никакого форс-мажора? И государство не решит на полпути поменять правила игры? Тем более что оно это периодически делает ‑ например, с пресловутой заморозкой пенсионных накоплений.
- Если вы вообще не хотите рисковать своими деньгами, то никогда, ни при каких условиях не берите в руки ценные бумаги. Никакие! ‑ говорит Татьяна Старикова. ‑ Риск есть в любой инвестиции. Просто у рисков разные классификации. У государственных ценных бумаг ‑ один из самых низких, если не самый низкий уровень риска. Кстати, я сама планирую купить эти ОФЗ в апреле. Потому что именно с ценными бумагами РФ сейчас не происходит ничего, что могло бы вызывать опасения. Проплаты идут вовремя и точно. К тому же объемы заимствований государства с помощью этого инструмента пока минимальны.
При этом, говорит эксперт, спрос на ОФЗ хороший. Особенно со стороны банков, которым нужны инструменты для безрисковых вложений. Банки аккумулировали на депозитах огромные деньги (благодаря созданию Агентства по страхованию вкладов доверие к банкам выросло), но им не во что их вкладывать, чтобы заработать на выплату процентов по депозитам: промышленность-то не кредитуется в таких объемах.
Так, может, банкам снизить проценты по кредитам для промышленников, тогда те начнут кредитоваться как надо?
- На самом деле проценты не берутся с потолка. В них расходы ‑ по обслуживанию, по обеспечению рисков, резервных операций, того же страхования вкладов. А активы для банков тоже дороги. Именно поэтому у нас в 4-6 раз меньше, чем в развитых странах, соотношение всех банковских активов к объемам ВВП. То есть денег, которые могли бы попасть в экономику. У нас это 50 процентов к ВВП, на Западе ‑ 200-300 процентов.
Впрочем, по мнению нашего эксперта, ставки постепенно будут снижаться. Но не так быстро, как все мы хотим: пока происходят такие скачки курса рубля, риски для кредиторов остаются слишком высокими.
Татьяна Старикова считает, что спрос на народные ОФЗ среди граждан однозначно будет: «Вчера, например, было размещение по классическим гособлигациям на 15 млрд, а заявок пришло на 27 млрд. Думаю, особенностью именно народных ОФЗ для широкого круга частных инвесторов будет достаточно простой механизм их приобретения. А это важно, ведь среднестатистический человек ‑ не финансист и не брокер, ему важна простота условий».
По мнению эксперта, внедрением ОФЗ в широкие массы государство надеется достичь сразу нескольких целей. Во-первых, начать приучать граждан вкладывать деньги не только в депозиты; во-вторых, увести людей от некредитных организаций, которые их периодически «кидают» - исчезают, набрав накопления. Надежных эмитентов на инвестиционном рынке мало, на рынке финансовых услуг «физикам» их нет вообще (не считая старых добрых депозитов), вот и процветают разные «кооперативы» по заимствованию денег у населения под нереальные проценты. И поскольку наш народ доверчив без меры, а к каждой такой фирме полицейского не приставишь, государство хочет оградить граждан от рисков, заняв эту нишу само.
- Народные ОФЗ ‑ очень хороший инструмент. Мы его потеряли на какой-то период, - говорит Татьяна Старикова. ‑ Но думаю, это успешная затея. Ну а скептики? Скептики на любую идею найдутся.