Пьесу о снах датского принца по мотивам бессмертного творения Шекспира написала давний друг нашего театра, драматург и критик Нина Мазур. А за режиссуру взялся один из самых ярких европейских постановщиков литовец Линас Зайкаускас, которого мы тоже хорошо знаем - по владимирским трогательным «Пяти вечерам» и бесподобному «Королю Лиру».
Истинные художники не пишут одинаковых картин. Вот и Зайкаускас ошарашивает кардинально непохожей на то, что мы у него видели раньше, подачей «материала» о мятущемся принце. В спектакле нет привычной нам цепочки «завязка-кульминация-развязка». Вся постановка ‑ один большой эмоциональный, художественно рваный, но мощный монолог. Гамлет у Зайкаускаса ходит в джинсах и пижонском принтованном пиджаке, живет в режиме круглосуточной надрывной пресс-конференции, прерываемой лишь сеансами скайпа (они же - видения), не стесняется вбрасывать в пространство неприличные жесты и, в лучших традициях большинства рок-идолов конца прошлого века, занимается самоуничтожением, опрокидывая в себя литры алкоголя и не выпуская из рук сигарету. Однако общее со всеми остальными театральными Гамлетами у принца «от Аладышева», конечно, есть: он также глубоко несчастен, погружен в собственное отчаяние и не способен прощать ни себя, ни других. И даже советы отцова призрака тут не помогают. Когда боль становится образом жизни, иного не дано. Он тут злой - как тургеневский Базаров, только в кубе. А периодические шекспировские реплики друзей и врагов с экрана скайпа лишь усиливают рвущуюся из героя наружу ярость от бессилия изменить прошлое, настоящее и будущее. Гамлет в этом спектакле, безусловно, хороший человек, но ужиться с ним невозможно ‑ потому что иначе придется со всеми его тараканами в голове за лапку поздороваться. А на это мало кто... Да вообще никто не способен! Потому что в голове принца тараканов не два, не три, а целая бешеная стая. Вот он в итоге и один, как будто переполненный отчаянной решимостью высказать всем «ненавижу» и потом в один момент взять и, например, ухнуть со скалы... Ну, или напиться до смерти. А что? Не так, как у Шекспира, но это тоже яд...
Зайкаускас в «Снах Гамлета» усадил своего актера не просто в вечный онлайн и к микрофонам ‑ он поместил его под ярчайшие софиты, на расстоянии вытянутой руки от нас, зрителей. Так, чтобы каждый мог видеть и натянувшуюся жилку на лбу Аладышева, и его дергающиеся пальцы, и влажные сияющие глаза. Выглядел весь этот сюр и жутко, и прекрасно: Александр ведь очень хороший актер. Так что странное послевкусие от этих «Снов Гамлета» я тоже отношу на его счет. Представляю, как ему было сложно: в таком соло нет ни секунды, чтобы перевести дух, потому что за партнерами не спрятаться.
«Сны Гамлета» - необычный спектакль. Кого-то он впечатлит со знаком «плюс», кого-то со знаком «минус», но равнодушным точно не оставит. Однако мой совет потенциальным зрителям: до просмотра если не драму Шекспира, то хотя бы краткий синопсис истории Гамлета прочтите. Так вам же будет интереснее.