История вопроса
14 марта 2017 года бывший генеральный директор «Автоприбора» Алексей Мельников был освобождён из-под стражи в СИЗО. Там он провёл целый год, пока расследовалось возбуждённое в отношении него уголовное дело, касающееся злоупотребления полномочиями.
То, что Мельников сегодня не в СИЗО, под подпиской о невыезде, вовсе не означает, что он признан невиновным в инкриминируемом ему преступлении. Освобожден он из СИЗО из-за того, что закончился предельный срок содержания Мельникова под стражей. Само уголовное дело, в рамках которого проведены масштабные следственные действия (дело уже содержит более 70 томов) готовится к передаче в суд.
Мельникову вменяют в вину злоупотребление полномочиями и преднамеренное банкротство. По версии следствия, взяв у банка ВТБ кредит в сумме 1 миллиард 490 миллионов рублей, Мельников за несколько лет вернул лишь 115 миллионов рублей, после чего перестал рассчитываться с кредитором. Считается, что полученные от банка с государственным участием заёмные средства Мельников вывел на счета аффилированных и подконтрольных ему компаний. Когда же сумма общей задолженности «Автоприбора» стала подходить к двухмиллиардной отметке, он инициировал процедуру банкротства завода. И вновь с помощью подконтрольных и аффилированных компаний. Одновременно с этим ряд имущественных объектов «Автоприбора» оказался отчуждён в пользу коммерческих компаний, возглавляемых сыновьями Мельникова.
Эти обстоятельства позволили следствию сделать вывод: в действиях Алексея Мельникова имеются признаки преступления, предусмотренного ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство) и ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).
Напомним, что в 2016 году Мельников уже был осуждён за неуплату налогов на доходы физических лиц. Его приговорили к лишению свободы на 4 года условно со сроком испытания 4 года. Но по амнистии в честь 70-летия Победы Мельников был освобождён от исполнения наказания.
Сейчас в отношении Мельникова возбуждено ещё несколько уголовных дел. Он подозревается в растрате вверенного имущества в особо крупном размере, мошенничестве в особо крупном размере, в растрате и неуплате налога на имущество юридических лиц. Не исключено, что в рамках расследования этих дел могут вскрыться и новые обстоятельства. И Мельников вновь может быть помещён под стражу. По крайней мере, сегодня следствие считает, что размер ущерба от действий Мельникова составляет более 220 миллионов рублей. И это только ориентировочные цифры возможного причинённого ущерба.
«Автоприбор» – это мой завод»
Оказавшись на свободе, Алексей Мельников уже заявил, что намерен заняться «сохранением «Автоприбора» и его трудового коллектива», а также «восстановлением завода». Хотя не совсем понятно, какие непреодолимые обстоятельства мешали ему это делать раньше.
Первое банкротство «Автоприбора» состоялось аж в 2001 году. Накопленная задолженность составляла более 280 миллионов рублей, и Алексей Мельников инициировал банкротство предприятия, после чего многие активы завода достались «дружественным» компаниям. Сам Алексей Александрович в результате этих событий фактически стал единоличным владельцем предприятия, которое некогда строилось усилиями тысяч специалистов со всей страны. Так в одночасье Мельников завладел всеми (!) 500 миллионами акций «Автоприбора», став его единственным акционером.
Эти акции очень пригодились, когда генеральному директору понадобилась очередная крупная сумма денег. Кредит, взятый в ВТБ, обеспечивался, в том числе, и заложенными акциями, которые сегодня решением суда переданы банку для реализации. А вот судьба самого кредита, так же как и его возврат кредитору, весьма интересует правоохранительные органы.
Получение кредита от банка ВТБ следствие, судя по всему, и связывает с основанием для очередного банкротства «Автоприбора» в 2012 году. Кредит Мельников взял добровольно, на заранее оговорённых и озвученных условиях. Но после этого стал заявлять, что ему «выкрутили руки». Неужели кредит изначально брался с расчётом на то, что его не придётся отдавать?
В пользу версии о заранее продуманной «эффективной управленческой схеме» говорит и то, что параллельно с банкротством ОАО «Завод «Автоприбор» оперативно было создано ООО «Завод «Автоприбор». На ОАО остались долги и обременения, а новоиспечённое ООО начало активно пользоваться имуществом и мощностями завода, создавая прибыль себе и плодя дополнительные убытки ОАО.
Очень похоже, что «Автоприбор» стал для Алексея Мельникова удобной и выгодной бизнес-площадкой. Значимые и наиболее ценные активы предприятия давно выведены в «дружественные» компании, а саму вывеску «Автоприбор» можно смело использовать как прикрытие для разного рода манипуляций. Например, набрать кредитов и наделать долгов на 2 миллиарда рублей, прикрываясь одним юридическим лицом, а позднее объявить это юридическое лицо банкротом, чтобы с озабоченным и усталым видом заявлять о необходимости «спасения предприятия».
Подобные схемы Алексею Мельникову успешно удавалось реализовывать в прошлом. Но сейчас, судя по числу уголовных дел и объёму собранных доказательств, правоохранители не будут закрывать глаза на «сравнительно честный отъём денег». Не зря же руководитель Следственного управления СКР по Владимирской области Александр Еланцев, комментируя уголовное преследование Мельникова, образно заметил: «Сколько можно у государства «отжимать»?!
У разбитого корыта
Самое прискорбное в этой ситуации то, что «Автоприбор», с большой долей вероятности, как завод существовать больше не будет. Уже сейчас значительная часть цехов и помещений простаивает, а ситуация с очередным банкротством донельзя усугубила ситуацию.
Завод утратил некогда крепкие позиции на рынке автокомпонентов. Многие крупные заказчики выбрали других, более надёжных и стабильных партнёров. Отсутствие достаточных вложений в модернизацию производства, устаревшие технологии и оборудование, раздутый имущественный комплекс и непродуманные управленческие решения привели к тому, что «Автоприбор» в современных условиях стал и неэффективен, и неконкурентоспособен.
А принимая во внимание размер кредиторской задолженности и долги перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами, поневоле приходится делать вывод, что оздоровить предприятие вряд ли получится. К тому же, «Автоприбор» должен ещё и поставщикам энергоресурсов, и здесь суммы тоже исчисляются десятками миллионов рублей.
Призванное быть «спасителем» предприятия ООО «Завод «Автоприбор» и вовсе зарегистрировано в Брянске. Более того – владимирские налоговики уже заявили о налоговой задолженности этого ООО в размере 95 миллионов рублей (яблоко от яблони недалеко падает).
По сути, «Автоприбор» превратился просто в большую территорию, обременённую задолженностями. Это крайне проблемный "актив". Восстановление прежнего производства - особенно в свете последних событий, почти невозможно. Это печально, но дело обстоит именно так.
На этом фоне заявления Мельникова о сохранении предприятия и его сотрудников иначе как хорошей миной при плохой игре не назвать. Сохранять завод было можно, если бы генеральный директор проводил действительно эффективную и взвешенную управленческую политику. Этого не произошло, и теперь поздно что-то предпринимать, тем более, говорить о каких-то своих благих побуждениях.
А с учётом того, что часть активов «Автоприбора» предусмотрительно была выведена в «дружественные» Мельникову компании, «спасение» завода из уст Алексея Александровича звучит скорее как банальное лицемерие.
Или это тоже часть схемы?