Фестивальную программу показывали на 400 площадках для 200 тысяч зрителей, которые тоже принимали участие в голосовании за лучшую мультипликационную работу.
Но владимирским зрителям повезло больше всех. Нам мультфильмы не просто показывали. Их авторы встречались с публикой, отвечали на вопросы, представляли работы, собственные и учеников, делились кадрами из будущих фильмов, знакомили с уже ожившими, но еще не вышедшими на экран героями. Мы собрали для вас «сливки» фестивальной программы.
Юрий Норштейн: «Кино берется из междустрочий»
Отец «Ежика в тумане» Юрий Норштейн сейчас работает над образом Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели». Работает с 1981 года. Фильм побил все рекорды по длительности съемок и уже, похоже, стал делом всей жизни знаменитого режиссера. Главный герой картины рождался в муках. На встрече с владимирской публикой в рамках проекта «Свой круг» Норштейн рассказал, как это происходило и почему процесс растянулся на десятилетия.
- Не так сложно нарисовать. Дело в психологической глубине. Кино берется из междустрочий. Ты должен оказаться в пространстве, которого нет. Это гораздо более сложная задача по сравнению с тем, что можно ловко нарисовать. Не получалось очень долго, - признается он.
В поисках точных образов его верный помощник на протяжении многих лет с ним супруга, художник Франческа Ярбусова. Это из-под ее карандаша вышел «Ежик в тумане» и «Паровозик из Ромашкова», кстати, тоже. Хотя Норштейн всегда ревниво относился к работе Фрачески с другими режиссерами. Говорит, получаются слабые картины.
А сам он любит ее манеру рисования, когда нет четких линий, а изображение как будто проявляется из листа, как ежик из тумана. В «Шинели» (ее фрагменты Юрий Борисович показал) почерк творческого дуэта узнаваем.
- Я сказал Франческе, что Акакия Акакиевича надо рисовать насколько можно мелко. Дело в том, что пальцы и карандаш видят больше, чем глаза, если, конечно, включен вот этот аппарат (показывает на грудь. - Прим. авт.). Тогда происходит тактильное соединение: глаз, ум, сердечность и дрожь руки. Когда мы увеличиваем эти рисунки, появляется то, что глаз не может увидеть. Там нет рационального продукта. Чувства острее, сильнее мысли. Эскизы выбрасывались пачками. Но вдруг случайная черта становится ведущей. И ни в коем случае случайные черты нельзя стирать, - делится профессиональными секретами Норштейн. Так, как он, в компьютерную эру никто не работает. Но он убежден, что этой фантастической машиной так до сих пор и не научились пользоваться. А гоняться за внешним правдоподобием - значит, идти по ложному следу.
Его Акакий Акакиевич за 60 минут фильма трансформируется из эмбриона в мертвеца в пропорциях тела, выражении лица. Так автор передает внутреннее преображение героя. Башмачкина рисовали с фотографий новорожденных детей, чей облик стремительно меняется в первые минуты жизни. В создании образа мультипликаторам помогали медики.
Владимирцам показали фрагменты черно-белого фильма без звука. Когда он будет готов, Норштейн и сам не знает.
«Политехник» угадал победителей
Киноклуб «Политехник» сделал своим зрителям сказочный подарок. В субботу, когда фестиваль был еще в самом разгаре и даже его директор не рисковал выделять ни одну из картин, «Политехник» показывал в ВлГУ избранные работы. И так получилось, что почти все они позже оказались в призах. Особенно ценно, что их представляли знаменитые российские режиссеры, художники и аниматоры, обладатели десятков наград международных фестивалей Михаил Алдашин и Алексей Демин. Среди лауреатов нынешнего «Суздальфеста» - много их учеников. Вот несколько их суждений о фильмах, удостоенных призов, и состоянии отечественной анимации в целом.
О карманных студиях
- Большинство фильмов сейчас делаются по домам. У аниматора все с собой: ручка, планшет и монитор. Это раньше анимационный станок весил 2 тонны, а сейчас ноутбук со всей студией помещается подмышкой. Но все же государственная студия «Мосфильм» является питательным бульоном анимации. Фильмы, созданные там, получаются лучше, чем когда делаются в одиночку.
О жестокости в мультфильмах
- Чем благополучнее страна, тем кровожаднее мультфильмы. Самые страшные мультики - американские. Мы не даем своим студентам отпиливать персонажам руки, ноги и головы.
О женском лице современной анимации
- Сильно изменился гендерный состав режиссуры. Много женщин пришло в профессию. Это происходит потому, что женщины беззаветнее любят то, за что не платят. (Гран-при фестиваля получила Анна Буданова из Екатеринбурга. Четыре года назад она уже увозила из Суздаля награду в номинации «Лучший мультипликат» за фильм «Обида». - Прим. авт.).
О фильме, получившем Гран-при
- Текстурная анимация, напоминающая ожившую линогравюру, иногда принимается за брак, но это настоящее чудо!
Об авторской анимации
Сериалы - это хлеб пресный, а такие фильмы - как изюм в булке.
ПОБЕДИТЕЛИ XXII фестиваля анимационного кино
Гран-при фестиваля достался ленте «Среди черных волн» (режиссер - А.Буданова).
Специальный приз «За чувственность и гармонию выразительных средств» - «Джони-Бони-Бо» (режиссер - Е.Скворцова).
Специальный приз «За поэтичность» - «Два трамвая» (режиссер - С.Андриянова).
Лучший профессиональный короткометражный фильм - «Рыбы, пловцы, корабли» (режиссеры - Д.Геллер и А.Кулев).
Диплом в категории «Лучший профессиональный короткометражный фильм» с формулировкой «За своеобразие стилистического решения» - «9 способов нарисовать человека» (режиссер - А.Свирский).
Лучший фильм для детей - «Бельчонок и санки» (режиссер - О.Щукина).
Лучший студенческий фильм - The Square (режиссер - Я.Круговых (В.Яковлева).
Диплом в категории «Лучший студенческий фильм» с формулировкой «За изящество и лаконичность» - «Апорт» (режиссер - Д.Воронин).
Диплом в категории «Лучший студенческий фильм» с формулировкой «За созвучие средств и образа» - «Уроки музыки» (режиссер - Д.Севостьянова).
Диплом в категории «Лучший студенческий фильм» с формулировкой «За оригинальность ритмического решения» - «Тип-топ» (режиссер - А.Вартанян).
Диплом в категории «Лучший студенческий фильм» с формулировкой «Ироничный взгляд на жестокую правду жизни» - «Компания» (режиссер - Р.Корнаушкин).
Диплом в категории «Лучший дебютный фильм» с формулировкой «За создание объемных характеров» - «Добро пожаловать» (режиссер - П.Кутукина).
Лучший сериал - «Поручение», сериал «Тима и Тома» (режиссер - А.Бахурин).
Диплом в категории «Лучший сериал» с формулировкой «За сценарное решение» - «Папа за маму», сериал «Три кота» (режиссер - Д.Высоцкий).
Диплом в категории «Лучший сериал» с формулировкой «За художественную выразительность» - «Самый главный начальник», сериал «Котики, вперед!» (режиссер - В.Пономарев).
Лучший полнометражный фильм - «Смешарики. Легенда о золотом драконе» (режиссер - Д.Чернов).
Диплом в категории «Лучший полнометражный фильм» с формулировкой «За профессионализм международного уровня» - «Волки и овцы: бееезумное превращение» (режиссер - М.Волков).
Лучшая работа в прикладной анимации - за цикл фильмов «Вершки и корешки», «Золушка», «Три богатыря» и «Три поросенка» (режиссер - В.Волков).
Приз от Национального фонда правообладателей за лучший дебютный фильм - режиссеру Анне Лосевой за фильм «Кивиак».
Приз от Reed MIDEM - сертификат на участие в крупнейшем международном рынке развлекательного контента для детей и юношества MIPJunior - студии «Паровоз» за сериал «Лео и Тиг» (режиссеры - Николай Козлов, Александр Люткевич).
Приз мэтров имени Татарского и приз от Гильдии кинокритиков - режиссерам Дмитрию Геллеру и Андрею Кулеву за фильм «Рыбы, пловцы, корабли».
Диплом от Гильдии кинокритиков - Алле Вартанян за фильм «Тип-топ».
Приз «Фортуна» - фильму «Создание» (режиссер - Ю.Байгулова).
Результаты открытой премьеры:
в категории 0+ - «Маленькие лесные истории»
в категории 6+ - «Большой маленький кот»
в категории 12+ - «Два трамвая».