Доля заботы
В некоторых странах (в том числе тех, что принято называть экономически развитыми, например, США) право на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск законодательно не закреплено. Конечно, ценные специалисты по индивидуальным контрактам с частными компаниями выбивают себе и отпуска, и суперсоцпакеты, и медстраховки высшей категории для всей семьи, но основные массы сидят на почасовой оплате - без всяких соцгарантий, понимая, что в случае чего они могут рассчитывать только на себя. И, кстати, не считают, что государство обязано их поддерживать в случае проблем. У нас, как водится, особый путь - в том числе при капитализме.
Россия с социалистических времен сохранила изрядную долю «собеса». Например, у нас есть целый Фонд социального страхования, который «держит» деньги как раз для оплаты больничных, родов и несчастных случаев, а финансируется и государством, и - посредством страховых взносов - работодателями. Бюджет этого Фонда в прошлом году потянул почти на 650 млрд рублей. Отметим, все налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета РФ в прошлом году составили 13,3 трлн. Фонд соцстраха - пять процентов от этой суммы. Согласитесь, неплохая доля заботы.
Во Владимирской области региональное отделение ФСС в 2016 году потратило 4,2 млрд рублей. Из них 3,5 млрд ушло (почти в равных долях) на оплату больничных и пособий по материнству и детству.
В тени
Управляющий региональным отделением ФСС Алексей Копин говорит, что работодатели в прошлом году перечисляли взносы на 446,5 тысячи работающих граждан. Хотя всего у нас в области около 770 тысяч человек «рабочего» возраста.
Где остальные? По данным Росстата, 145,5 тысячи человек трудятся за «серые» зарплаты – то есть обкрадывают и себя (если форс-мажор, пособий они не получат), и государство. В службу занятости в течение года обратились около 50 тысяч человек. Остальные живут «в тени».
И демографический провал, увы, тоже сказывается – количество застрахованных в ФСС за год сократилось на 36,5 тысячи человек. То есть на пенсию вышло больше людей, чем пришло в экономику.
Демографический фактор главный, хотя, по словам Копина, не надо сбрасывать со счетов продолжающуюся модернизацию производств (на новые станки априори нужно меньше работников) и «желание определенной части работодателей в кризис вообще уйти от уплаты страховых взносов». Впрочем, последние рискуют дождаться повышенного негативного для себя внимания со стороны фискальных и правоохранительных органов.
В пересчете на миллионодни
В отличие от всей России в 2016 году официально работающие владимирцы стали болеть (или уходить на больничный) меньше. Общее число оплаченных за счет соцстраха дней по временной нетрудоспособности в нашей области снизилось на 8,9 тысячи единиц. Тем не менее все вместе мы наболели за год без малого на 2,9 млн дней. Таким образом на каждого из официально трудоустроенных жителей региона-33 (за кого предприятия все же платят взносы) приходится по 6,5 дня бюллетеня. Но, конечно, были те, кто совсем не болел, поэтому срок усредненного больничного - 10-11 дней.
Ежедневно на работу не выходили 11732 человека. На их пособия местное отделение ФСС каждый день тратило 6,08 млн рублей. За год сумма выросла до 1,7 млрд рублей - на 200 млн больше, чем в 2015-м. Рост выплат по больничным, говорит эксперт, напрямую связан с ростом зарплат, каким бы маленьким он нам ни казался.
На материнство и детство из средств соцстраха потрачено за двенадцать месяцев 1,8 млрд рублей (плюс к году предыдущему - 148 с лишним миллионов). Расходы увеличились за счет индексации выплат, потому что декретниц зафиксировано даже чуть меньше, чем годом ранее.
Не секрет, что большинство работодателей не особенно любят нанимать молодых женщин именно ввиду перспективы их ухода в декретный отпуск. Но, конечно, нанимают: во-первых, дискриминацию закон не разрешает, а во-вторых, если работница обладает высокой квалификацией, то ее можно и из декрета подождать. Так вот, в 2016 году пособия по беременности во Владимирской области благодаря ранней постановке на учет получили 7208 женщин. А на уход за уже рожденными детками (до достижения ими полутора лет) за год ОФСС перевел 937,2 млн рублей. Причем из них 596 млн – на второго и последующего малышей.
Еще одна категория работоспособных граждан, которой занимается ФСС, - сотрудники обанкротившихся предприятий и организаций. В прошлом году напрямую из Фонда им выплатили 14 с лишним миллионов, большая часть этих денег ушла на пособия по уходу за детьми.
Лучше профилактика
Несчастные случаи на производстве... были. Фонд не только платит пострадавшим компенсации и ежемесячные страховые выплаты, но и финансирует их лечение, реабилитацию, отпуска и санатории. В прошлом году во Владимирской области на это потрачено 644,5 млн рублей.
Средний размер ежемесячных выплат для каждого получившего производственные травмы тянет на 5,9 тысячи, а получали эти деньги в разные периоды в прошлом году больше 5 тысяч человек. По сравнению с 2015-м число пострадавших снизилось (на 225 человек), и Алексей Копин связывает это с успехом профилактики производственного травматизма. На это Фонд тоже тратится. В 2016 году отделение перечислило на профилактику почти 79 млн рублей. Эксперт приводит конкретные данные эффективности по региону: если в 2005 году было зарегистрировано 1420 несчастных случаев на производстве, то в 2016-м - 565. Тоже, конечно, много, но тенденция хорошая.
Но почему профилактику на предприятиях оплачивает Фонд? Копин объяснил: «Это и в наших интересах – снижать травматизм на производстве. Чем меньше пострадавших, тем меньше затрат». Вклад Фонда в профилактику травматизма составляет лишь пятую часть всех трат. Основную нагрузку несут работодатели и другие ведомства. Профилактические траты: покупка средств защиты, медосмотры, специальная оценка условий труда и отправка самых усердных в санатории - ведь чем лучше отдохнут сотрудники, тем эффективнее они потом могут поработать.
Вместо резюме
Что в итоге? На соцпакет у нас тратятся сотни миллиардов. Ценят ли это работающие граждане? Один из бизнесменов на условиях анонимности на этот вопрос ответил так: «Не ценят и никогда ценить не будут. Я для моих работников «жирный кот», который вечно им недоплачивает. При этом они привыкли к полному соцпакету как к данности, еще с советских времен. Отнять это у них нереально. На вилы посадят. Хотя не плати я страховые взносы, то мог бы поднять зарплаты своим сотрудникам. Но разве кто-то из них готов остаться без оплаченных отпусков, больничных и декретов? Никто. Поэтому государство всю эту социальность никогда не отменит. И нам, работодателям, нужно уже тоже принимать это как данность и не жаловаться на объем фискальной нагрузки. Другой она все равно не будет».