В поисках потраченного
Загрузились вместе с коллегами из других СМИ в автобус у администрации области. Нашим «экскурсоводом» стал заместитель директора департамента транспорта и дорожного строительства АВО Андрей Несмелов. За автобусом следовала машина мэрии - дороги-то осматривать мы собирались владимирские, как ту обойтись без службы заказчика ремонтных работ по «Платону»?
Несмелов напомнил, что в прошлом году Владимирская область стараниями губернатора Орловой получила солидный куш от федеральных «платоновских» денег - 400 млн рублей. Потратили на паритетных началах: 200 - на областные дороги, 200 отдали городу Владимиру.
У жителей Владимира, естественно, сразу вопрос: «Куда делись деньги?» Чиновник пояснил, что область решила не распылять ресурсы и «свои» 200 потратила на десять дорог, а владимирцы пошли другим путем: отремонтировали 44 объекта. Что подлежит первоочередному ремонту, решали коллегиально - была создана комиссия с участием ОМСУ, региональных спецов и под председательством представителя ФКУ «Упрдор «Москва - Нижний Новгород». Потом были сформированы заказы, сметы и техзадания. В соответствии с 44-ФЗ проведены торги, и в августе подрядчики приступили к работе.
Как перезимовали отремонтированные дороги, мы и едем выяснять - вопрос на контроле у власти и общественников. Более того, подчеркнул представитель АВО, на личном контроле у губернатора!
Народный контроль
Чувствуя себя эмиссарами, выполняющими особо важное задание, выясняем маршрут. Первая точка - мкр Шепелево. Подрядчиком здесь выступало ГУП «ДСУ-3». Стоимость работ почти 14,5 млн рублей. Мощность объекта - 23450 кв. м. Мониторинг, проведенный специалистами, замечаний к дороге не выявил. Дорога перезимовала, можно сказать, отлично. Но ее... мало. Ответвления на боковые улицы (бывшие деревенские) с отремонтированного участка и вовсе пугают. В общем, «здесь читать, здесь не читать», то есть: здесь проехать можно, а сюда лучше без особой надобности не суйтесь. И обочину в порядок не привели, что неудобно и опасно сейчас (съезд автомобиля с дороги, например, в ночное время может закончиться ДТП, про трудности пешеходов даже не будем вспоминать), а в перспективе может поспособствовать разрушению трассы.
Заместитель главы администрации г. Владимира Сергей Литвинкин пояснил, что реконструкция обочины сметой предусмотрена не была. А начальник городского управления ЖКХ Магомедсаид Гасанов эмоционально добавил: «Да вы посчитайте - это сколько же денег надо!» Кстати, про деньги. У шепелевцев есть вопрос: «Почему не довели участок хорошей трассы до следующего участка хорошей трассы - всего-то 400 метров надо было сделать». Ответ у граждан тоже готов: «Украли!»
Выслушали эту историю представители мэрии без удовольствия. Рулевой владимирской «коммуналки» Гасанов темпераментно воскликнул: «Если в голове есть, что кто-то украл, пишите в органы». Ну это вряд ли - не напишут, но разговоры волевым решением не прекратить. Вот хорошими делами, грамотными управленческими решениями - да. Почему, например, было не использовать для подсыпки обочин старый, «из-под фрезы», асфальт? В мэрии говорят, что именно так и использовали, но на другом объекте. То есть увезли (потратили деньги на вывоз!) туда, где еще хуже... Литвинкин сказал, что во Владимире «много дорог общего пользования в неудовлетворительном состоянии», у нас есть даже улица Полянка, где вообще грунтовое покрытие.
Не очень понятно, как на слова Литвинкина нужно отреагировать гражданам. Пожалеть что ли они должны чиновников, оставляя колеса и ломая ноги на этих неудовлетворительных дорогах?
Переделкино
Первый осмотр вызвал смешанные чувства: дорогу в Шепелево сделали хорошую (по крайней мере, на дилетантский взгляд), но не без замечаний. Что же мы дальше увидим после образцового объекта?
Дальше - больше. Едем в мкр Юрьевец, на Строительный проезд. Несмелов рассказал, что контролируют дорожников строго. Вот, например, на этом самом Строительном проезде подрядчика (ООО «Строймаш») заставляли переделывать дорогу неоднократно. Сначала из-за того, что слой асфальта был тонковат («больше 2,8 см нигде не нашли» вместо нормативных 5 см), потом из-за того, что само покрытие было не той марки и типа. Еще за свой счет подрядчику пришлось выравнивать дорогу с обочиной, потому что на перепад в 15 катастрофических сантиметров (при норме не более 4) уже никак не махнуть рукой.
Дорога, на которую ушло более 4,6 млн «платоновских» рублей, особых впечатлений не произвела. Асфальт вроде бы «перезимовал», впечатления, что «все плохо», нет, но и постремонтной радости не наблюдается. Водовод под дорогой разрушается, и это видно невооруженным глазом. Чей водовод? Представитель подрядчика умывает руки: «Мы тут ни при чем», городские представители обещают, что выяснят, кто собственник и выпишут предписание. Мы, говорят, строго следим и контролируем.
Не находите, что слишком много у нас контролеров развелось? Все стремятся возглавить контрольно-ревизионную кампанию...
Удалось получить комментарий подрядчика. Замдиректора по общим вопросам Максим Бордашов рассказал, что асфальт везли из Московской области («наши заводы были очень загружены»), укладывали ночью («проконтролировать было сложно»). А еще асфальт привезли «замороженный» (не пугайтесь, в августе морозов не было - это термин такой, в переводе на русский означает, что дорожную смесь привезли с заниженной температурой, затрудняющей укладку). Недоделки и переделки подрядчик устранял за свой счет («потеряли часть прибыли») и будет устранять, потому что не складывает с себя обязательств («гарантия на все объекты - 3 года»).
Наверняка тут у граждан должна скатиться скупая слеза: «Очень жалко дорожников».
Прямо в грязь!
Поплакать жителям придется. ООО «Строймаш» превзошел свои «достижения» на Строительном проезде на ул. Гвардейской (мкр Юрьевец) и при ремонте автодороги «Юрьевец - Спасское». Тут нарушений набор: выбоины, выкрашивание асфальтобетонного покрытия, разрушение продольного шва сопряжения полос, разрушение кромки проезжей части... Вырубки (места проб) тоже не заделаны, хотя по нормам на это отводится 1-3 дня. А эти вырубки суть ямы, ведущие к полной негодности дорожного полотна. Асфальт, судя по всему, порой (например, у храма в Спасском) клали прямо в глину...
Общая сумма юрьевецкого заказа - около 12 млн рублей.
Подрядчик оправдывался и каялся: «Это вам не центр Владимира, где толщина всех старых слоев асфальта до 30 сантиметров. А здесь - 2-3 сантиметра, а где-то его вообще не было. Здесь нужно было не текущий ремонт делать, а капитальный. Новый песок, новый щебень сыпать», обещал все устранить в рамках гарантийного обслуживания.
Местный житель с опытом работы в дорожной отрасли Леонид Травников увещевал, указывал на технологические недостатки. Бордашов сообщил, что о необходимости корректировки проекта уведомляли мэрию, но от заказчика пришла команда выполнять работы в соответствии со сметой. Представители мэрии не комментировали. Видимо, добавить, к тому, что было сказано в Шепелево, нечего: «У нас стояла задача максимально охватить ремонтом городские дороги». Охватили...
Послевкусие
Из 44 дорог Владимира, отремонтированных на «платоновские» деньги, без замечаний были приняты меньше половины - 21. На 23 объектах зафиксирован ряд серьезных замечаний.
Что же у нас получается, граждане? В кои-то веки деньги приличные из Федерации пришли на дороги («плюсом» к имеющимся местным), и как мы ими распорядились? Даже если на 21 объекте все идеально, 23 уже требуют вмешательства, а значит, и ресурса (человеческого, финансового и проч). Какой-то когнитивный, не побоюсь этого слова, диссонанс получается. Денег нет, и ничего не делаем - это плохо, деньги дали - плохо делаем.