Изначально документ разработан департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики АВО, а законодатели не один месяц его изучали. Проект предполагает установить ставку налога на прибыль (его региональную часть) 10 процентов для участников региональных инвестпроектов и в то же время отменить 157-ОЗ (о пониженной ставке налога для получателей господдержки инвестдеятельности, который уже несколько лет работает в «пакете» с основными законами по поддержке инвесторов). А вот основные депутатские правки в проект предложили два комитета: по промышленной политике и бюджетный. Первый настаивает на ставке 5 процентов для специальных инвестконтрактов (благо Налоговый кодекс разрешает снизить эту ставку даже до нуля). Ирина Бурова, заместитель директора департамента прояснила позицию разработчика: «5 процентов для специальных инвестконтрактов и 10 - для региональных фактически нарушат принцип здоровой конкуренции для инвесторов. Это одна категория налогоплательщиков! Они даже работать могут в одной отрасли. Так почему давать им неравные условия? В соседних регионах, например в Ярославской области, ставка 10 процентов и у тех, и у других».
Бюджетный комитет предлагает убрать из проекта статью об упразднении 157-ОЗ, поскольку он, как говорит его председатель Максим Васенин, фактически является одним из базовых инструментов экономической и инвестиционной политики региона. Счетная палата области, что характерно, с этим согласна. Представители СП дали понять: 157-ОЗ работает в совокупности с другими законами, поэтому подходить к нему надо, что называется, в шелковых перчатках: «Любую отмену льгот надо тщательно просчитывать. Тем более эффект от региональных налоговых льгот в среднем составляет 1,5-2 рубля налогов на каждый льготный рубль».
Ирина Бурова напомнила о рекомендациях Минфина отменить неэффективные налоговые льготы. Максим Васенин с этим согласен, но говорит, что Минфин при этом оставил регионам право снижать ставку налога на прибыль. А все потому, что жесткий подход к предоставлению льгот вовсе не означает их отмену.
- Приход инвесторов в регион - вовсе не нечто само собой разумеющееся, - говорит предкомитета. - Пакет законов о поддержке инвестиционной деятельности уже больше 10 лет является фактически фундаментом нашей экономической политики. А теперь мы можем просто снести этот фундамент, отказавшись от его главного инструмента!
Представители Счетной палаты тоже очень убедительно напомнили, что реальные инвесторы приносят с собой не только налоги на имущество и на прибыль - они дают рабочие места, несут социальную нагрузку в территориях своего присутствия, и многие, по соглашению с ОМСУ, даже инфраструктуру за свой счет там улучшают. То есть эффект от них многоступенчатый. А вот смена правил для них всегда потрясение. Кроме того, надо понимать, что предоставление налоговых льгот - это вовсе не подарок всем подряд. Оно всегда обставляется конкретными, официально закрепленными в соглашениях условиями. Например, уже в действующих нормативных актах поддержка строго ограничена по срокам. Там есть пороги капитальных вложений «не менее» определенных (огромных) сумм. К тому же инвестор не должен иметь долгов по налоговым платежам, иначе льготы ему автоматом отменят.
Важный момент: те, кто уже получает льготы по 157-ОЗ, будут, по задумке разработчика, ими пользоваться до окончания срока действия их Договоров о реализации инвестпроектов. Но это если все Законодательное Собрание в принципе согласится с отменой 157-ОЗ. Пока с этим не согласны даже профильные комитеты ЗС. Кстати, на бюджетном комитете прозвучали претензии к конкретным инвесторам, в том числе из ТОП-30 крупнейших налогоплательщиков Владимирской области. Все ли они обоснованы? Большой вопрос, в котором Максим Васенин предложил разобраться тщательнее: «Нам однозначно лучше не идти напролом». Анатолий Бобров, Михаил Максюков, Александр Дюженков, Игорь Лашманов коллегу поддержали. Как сказал Бобров, «спикеры убедительны, но вопросов пока много». Так что члены бюджетного комитета договорились в формате рабочей группы «просеять» действующие налоговые льготы для инвестпроектов на предмет их важности и эффективности, чтобы потом отменить только те, которые объективно экономике Владимирской области не помогают. После этого уже в апреле нас ждет «продолжение темы».
Фото пресс-службы ЗС ВО