Классическая версия гласит: офицеры были звери, интенданты - воры, а команда состояла из светочей прогресса, только и мечтавших, что о революции.
Но главным врагом русского флота всегда было море. Днем 12 (25 по н.с.) июня 1905 года броненосец "Князь Потемкин Таврический" и миноносец № 267 вышли из Севастополя на учебные стрельбы. Черноморский флот всегда стрелял у Тендровой косы в 100 милях от Одессы. Корабли прибыли туда утром 13 июня, и командир "Потемкина", капитан I ранга Евгений Николаевич Голиков отправил миноносец в Одессу для покупки провианта.
В городе бушевала стачка. Много магазинов было закрыто. Ревизор мичман Макаров вместе с коками и матросами отправились в лавку знакомого купца. Говядина там была. Не парная (своей убоины в Одессе в тот день не было), но вполне съедобная. Но это лето, в Одессе жарко. Холодильников нет. А команду надо кормить, и кормил царь свой флот неплохо. Вдвое лучше, чем армию и ничуть не хуже, чем кормили во флотах США и Англии. Японцы - так те вообще один рис трескали и страдали от запора.
Словом, другого мяса в Одессе группа найти не смогла, хотя и потратила на его поиски почти весь день. Пришлось брать 28 пудов (около полутонны) говядины у того самого знакомого купца. Плюс муку, зелень и свежие овощи. Также от рыбаков ждали свежую рыбу (к слову о рационе бедных матросиков).
В 21 час 13 июня миноносец отправился в точку рандеву с броненосцем, но по пути столкнулся с рыбацкой лодкой. Стал спасать рыбаков. На это ушло еще три часа. Корабль потерял скорость. Мясо, лежавшее целый день на жаре в магазине, а затем всю ночь на миноносце, попало на "Потемкин" лишь к утру 14 июня. Свежее от этого оно не стало. Но в то время это было в порядке вещей во всем мире (почитайте "Моби Дика"). Даже сегодня в больницы и детские сады попадают продукты "второй свежести"...
...Половину мяса отправили в котёл - коки варили борщ. Оставшиеся туши проветривались на верхней палубе. В 5 часов утра 14 июня, после побудки, туши (и пресловутых "маленьких белых червячков") увидели матросы. Начался легкий ропот, который Голикову почти удалось подавить. Но зачинщикам бузы, тогдашним "навальным" Григорию Вакуленчуку и Афанасию Матюшенко грозили как минимум арестантские роты. Поэтому они превратили ропот в бунт. Только в первый день на броненосце было убито семь офицеров (включая Голикова) и четверо матросов (включая Вакуленчука).
А всего-то надо было вовремя шлепнуть зачинщиков...
...Остальные были бы живые и сытые.