12 апреля 2017 в 13:20

Мусоропереработка: костромской опыт

Фото: Светлана Лапцова
Быть ли во Владимире крупному мусороперерабатывающему комплексу?

Не ухудшит он экологию микрорайона Доброе, где предполагается его разместить? Все эти вопросы были в центре жарких дискуссий во Владимире. Одним из аргументов сторонников комплекса была успешная и чистая работа аналога в Костроме. Вот мы и отправились туда - узнать, чем аналогичный проект там пахнет...

С народной проверкой

ООО «ЭкоТехноМенеджмент» презентовало свой инвестиционный проект по строительству во Владимире в районе ТЭЦ крупного автоматического мусороперерабатывающего комплекса (АМСК) в феврале этого года. На публичных слушаниях стало известно: комплекс рассчитан на переработку 150 тысяч тонн ТБО в год. Заявленный объем инвестиций 1,5 миллиарда рублей.

Слушания проходили остро. Многие боялись, что АМСК будет не экологичным и вредным. По сути, это была основная фобия. Тогда департамент природопользования и охраны окружающей среды АВО решил свозить в Кострому на аналогичное предприятие всех желающих. Чтобы все своими глазами увидели, что на самом деле представляет современная мусоропереработка. А недавно в Костроме побывала еще одна группа владимирцев: депутаты горсовета во главе с Ольгой Деевой, общественники, представители бизнеса, связанного с вывозом и утилизацией отходов, журналисты. Мы не только посетили костромской АМСК, но обсудили на «круглом столе» с костромичами (тоже депутатами, чиновниками от ЖКХ, активистами-экологами) волнующие нас проблемы.

Мусороперерабатывающий комплекс в Костроме первый и пока единственный в России проект такого уровня. Он расположен в промзоне. Удаленность от жилых построек - около 1,5 километра. Никаких водоемов поблизости нет.

Этим костромской проект отличается от той площадки, которая выбрана во Владимире. У нас от завода, если он будет построен, до жилья около 500-800 метров. Недалеко, в 600 метрах от предполагаемого места строительства мусороперерабатывающего комплекса, протекает Клязьма. Эти особенности размещения больше всего и беспокоят владимирцев. Хотя требования закона по санитарным зонам полностью соблюдены.

Мусор есть, вони нет

Практика Костромы часть опасений развеяла.

Вся производственная площадка комплекса забетонирована, и просачивание стоков в грунт исключено. Водоснабжение налажено по двум схемам. На бытовые нужды вода поступает из скважин, а затем уходит в канализацию. Водоснабжение же производства - замкнутый цикл: использованная вода и ливневые стоки идут на собственные очистные, фильтруются и вновь подаются на производство. В канализацию такая вода не сбрасывается.

По поводу запаха: даже на территории предприятия его не ощущается. Мусоровозы разгружаются внутри цеха мусоросортировки. Вот там, конечно, запах есть, хоть и не особо сильный: помойка и пахнет как помойка. Но за пределы сортировочного корпуса запах не распространяется. И, добавим, на фоне ароматов владимирских очистных сооружений у ТЭЦ о запахе АМСК и говорить неловко. Никаких жалоб от костромичей на работу АМСК не поступало.

- Я живу в Добром, - рассказывает студентка РАНХиГС Алина Звягина. - И тема экологии меня очень волновала. Посмотрела - и убедилась, что ни запаха, ни особого шума здесь нет. В принципе, такое предприятие нашему городу и микрорайону не помешает.

- Запах дает гниение органики. Чем дольше органика разлагается, тем больше выделяется газа, тем сильнее запах, - объясняет главный инженер АМСК Артем Долотов. - У нас прием мусора заканчивается около 16 часов. И до конца смены - до восьми вечера - вся поступившая за день партия отсортировывается. Органические отходы собираются в контейнеры и вывозятся на полигон. Для этого у нас есть достаточный автопарк. Тут у нас ничего не гниет, потому что ничего органического к вечеру не остается. В день перерабатывается до 200 тонн мусора.

Но и органические отходы в будущем предприятие тоже планирует пустить в дело.

- Совместно с биологическим институтом мы разработали технологию компостирования таких отходов, позволяющую получать безопасный с точки зрения экологии почвогрунт для рекультивации карьеров и тех же полигонов, - поделился планами генеральный директор российской группы компаний «ЭкоТехноМенеджмент» Олег Приймак. - Но этот процесс будет реализован не на заводе, а на полигоне.

Сомнения остаются...

В планах компании-инвестора есть и расширение предприятия за счет внедрения технологии высокотемпературного пиролиза. Эта технология считается самым экологичным на сегодня способом утилизации невостребованного переработкой мусора. В реакторе за счет высокой температуры и без доступа кислорода происходит процесс термического разложения отходов. В результате образуется незначительное количество твердого углеродистого остатка и пиролизный газ. Экологическая чистота конечных продуктов пиролиза достигается благодаря отсутствию процесса осмоления. То есть на полигон с завода не будут вывозить почти ничего. Но для пиролиза пока на костромской площадке не хватает энергомощностей.

Рассказ Приймака об этом снова разогрел подозрительность владимирских активистов: а не обусловлен ли выбор площадки у ТЭЦ наличием там необходимой коммунальной инфраструктуры и энергетических мощностей? Не появятся ли у нас, кроме сортировки, еще и другие производства?

И еще один «экологический» вопрос с повестки не был снят. После сортировки полимерные материалы поступают на переработку в соседний цех, где из них вырабатываются гранулы и волокна флэкс. В день нашего приезда нас туда не повели, цех не работал. Поэтому убедиться, что и это производство не дает вредных или дурнопахнущих выбросов, мы не смогли. Впрочем, владимирский проект, по заявлениям, предполагает только сортировку.

Вот ее нам и показали.

Было мусором, стало сырьем

Выглядит это так. Мусоровозы после взвешивания и радиационного контроля въезжают по подиуму в цех, где разгружаются в приемном отделении. Затем мусор подается на ленту-транспортер.

Первый этап предварительная ручная сортировка. Отбираются крупные куски картона, пленки, выбираются из мусора ртутные лампы, которые, вопреки требованиям законодательства, люди-таки выбрасывают в обычные мусорные контейнеры. С помощью виброгрохочения и просеивания отделяются биологические отходы. Мусор разделяется на фракции.

Магнитный сепаратор и сепаратор на токах Фуко отбирают металлы: черные и цветные. Каскад оптических машин и сепараторы распознают «свои» материалы: бумагу, полимеры, объемные предметы. А баллистические машины направляют опознанные материалы по разным контейнерам.

Отсортированное вторсырье идет на переработку. Часть перерабатывается здесь же, часть продается другим предприятиям. Крупногабаритный мусор (КГМ) измельчается мощным шредером.

В среднем привезенный мусор при сортировке уменьшается на 30 процентов. А если точнее, то по массе уменьшается на 18 процентов, а по объему (а именно по этому показателю берут оплату на полигонах) - и вовсе вполовину. Кроме более эффективного использования ресурсов за счет их вторичной переработки снижается и класс опасности вывозимых на полигон отходов - до 5-го, самого низкого.

- У нашей компании есть хороший опыт в сфере утилизации бытовых отходов. Мы участвовали в разработке схемы размещения объектов по переработке и утилизации ТБО в Москве, консультируем столичные структуры ЖКХ. Реализовали в Костроме проект, аналогов которому в России нет. В нем соединены самый передовой опыт и новейшее оборудование Австрии, Германии, Испании, Турции. Взяли все лучшее, что есть сегодня в мире, - сказал Приймак. - Все технологии и работы подтверждены заключениями и экспертизами соответствующих структур, в т.ч. и по санитарным нормам. Все документы - в открытом доступе.

Что с тарифом?

Другим болезненным, наряду с экологией, сомнением владимирцев был вопрос о тарифах на вывоз ТБО и КГМ. Не повлечет ли включение инвестиционных вложений в тариф его резкого роста?

По словам директора департамента ТЭК и ЖКХ администрации Костромкой области Марка Красильщика, с включением в тариф на ТБО инвестиционной составляющей он вырос всего на 4 процента. Большая часть инвестиционных затрат компенсирована не за счет тарифа, а за счет сокращения транспортного плеча мусоровывозящих компаний и доходов от переработки вторсырья. А чем глубже переработка, тем меньше инвестиционная составляющая в тарифе.

У тарифной проблемы есть и другая сторона. С 1 января 2019 года вступает в действие законодательная норма, предусматривающая разные ставки экологического налога на утилизацию ТБО, в зависимости от класса ее экологической опасности. Если во Владимире к этому моменту не будет мощной сортировки, то за несортированный мусор придется платить намного больше. Рост тарифа окажется значительно выше, чем при включении в него части затрат на строительство АМСК. Вынос же АМСК за город увеличит не только затраты инвестора на строительство коммуникаций, но и транспортное плечо (а большую часть тарифа составляют именно затраты на перевозку).

Зато после сортировки объемы отходов резко уменьшатся, что снизит затраты на их транспортировку до полигона. По предварительным расчетам, тариф с инвестиционной составляющей во Владимире составит около 200 рублей/куб, включая затраты на сбор и переработку ТБО и захоронение отходов на полигоне. К тому же тариф на ТБО регулируется властями. В их компетенции проследить, чтобы ничего лишнего в него не «зашили», а также за тем, чтобы инвестор соблюдал санитарные и экологические нормы.

Взвесить «за» и «против»

Новое законодательство подстегивает региональные и муниципальные власти озаботиться углубленной сортировкой бытовых отходов. Областной центр сейчас «производит» 169 тысяч тонн мусора ежегодно. Как раз на запланированную мощность проекта АМСК. Слухи о подвозе «московского мусора» слухи и есть. Это невыгодно ни экономически, ни политически. У нас и свои-то отходы некуда девать. Область в целом дает 650 тысяч тонн ТБО в год. С учетом того, что у УНР-17 есть своя мусоросортировочная станция и часть объема ТБО сортируется там, АМСК мог бы забрать сортировку ТБО одного из ближайших к Владимиру райцентров. И только.

Правда, наш мусорный бизнес опасается, что крупный игрок станет монополистом во Владимире и выдавит их с рынка. И объективно владимирские бизнесмены заинтересованы в противодействии новому проекту. И недовольство граждан играет им на руку. С другой стороны, их претензии и придирки к проекту дело полезное. Чем прозрачнее будет решение вопроса, тем всем спокойнее.

В свою очередь власти не хотят новой волны гражданского недовольства. Потому тщательно взвешивают все за и против, рассматривая и иные варианты размещения АМСК. И они правильно инициировали общественное обсуждение проекта еще на этапе выбора площадки под его реализацию.

Реальность такова: сами переработать весь объем ТБО до нужного класса наши предприятия не в состоянии. Нет у них и возможности нарастить мощности за оставшиеся полтора года. Выбор небольшой. Либо оставлять все как есть, но с 2019 года платить по резко выросшему тарифу. Либо все же решить проблему. Тем более что объем ТБО год от года нарастает.

Нас, горожан, по большому счету волнуют только два вопроса: экология и рост тарифов.

И еще. Очереди из других инвесторов к нам не стоит. Тем более таких, у которых уже есть опыт реализации подобных проектов. А вот очередь к таким инвесторам есть - и большая. Приглашений из других регионов у ООО «ЭкоТехноМенеджмент» достаточно.

- Вопрос очень важный и непростой в плане восприятия населением. Лучше все увидеть своими глазами, обсудить нюансы с костромскими коллегами и общественниками. Понять эффективность переработки, экологичность производства и вопрос тарифов. Только имея всеобъемлющую информацию, можно решать: нужно ли городу такое предприятие? Где его размещать? Лучше семь раз отмерить, прежде чем отрезать, - убеждена Ольга Деева.

- Мы вам все показали. Теперь вам решать, - резюмировал Приймак.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
2 минуты назад Компания «Транснефть–Верхняя Волга» подвела итоги работы в области эколого-аналитического контроля
АО «Транснефть–Верхняя Волга» подвело итоги работы в области эколого-аналитического контроля за первое полугодие 2024 года. Мониторинг состояния окружающей среды проводился в зонах функционирования всех производственных…
30 минут назад Город Владимир претендует на статус культурной столицы 2026 года
В федеральном конкурсе пока участвуют 26 городов, но этот список может быть расширен, так как заявки принимаются до 26 августа. Стать культурной столицей может любой город, где постоянно проживают не менее 200 тысяч чело…