Эту кучу опасного мусора на Южном объезде отметил на интерактивной «карте свалок» ОНФ один из жителей области. Активисты ОНФ, выехав с проверкой на место, ужаснулись. На тонком перешейке суши между Улыбышевским карьером и разлившейся Клязьмой среди прочего мусора валялась гора ртутных ламп.
Сразу стало понятно, что субботником здесь не обойтись. Убирать такой навал силами активистов значит, рисковать их здоровьем. Ртуть относится к веществам I класса опасности и может вызвать смертельное отравление.
- Мы обратились в департамент природопользования и охраны окружающей среды АВО с просьбой как можно скорее ликвидировать эту свалку с привлечением специализированной организации для удаления ртутных ламп и обезвреживания местности, - рассказала член регионального штаба ОНФ, координатор проекта «Генеральная уборка /картасвалок.рф/» Александра Авдонина.
Через несколько дней мы отправились на место экологического бедствия вместе с «фронтовиками», директором департамента природопользования и охраны окружающей среды АВО Алексеем Мигачевым и специалистами владимирской компании, занимающейся демеркуризацией (ООО «Инжиниринг»).
Сначала с Южного объезда свернули в пойму не туда. Ламп здесь нет, но есть около 20 куч строительного и бытового мусора, древесных остатков после кронирования зеленых насаждений. Подобную картину можно видеть почти на каждом съезде с трассы вблизи городов.
- Ежегодно выявляется около двух тысяч таких свалок. Их убирают, но опять возникают. Причина не в отсутствии возможности вывезти отходы, а жадность, нежелание заплатить за утилизацию на полигоне. Такое отношение к природе бережным назвать нельзя. Придется перекапывать дороги, оставлять единичные съезды и их контролировать, - говорит Мигачев.
Следующий съезд привел нас к искомой свалке. Но ее тоже не узнать. Ртутные лампы погребены под горой свежего строительного мусора. Конечно, они разбились под тяжестью сброшенных на них мешков с осколками кафеля, что многократно увеличило опасность свалки.
Мигачев бесстрашно взобрался на мусорный курган и нашел неопровержимые улики: журналы, в том числе отпуска психотропных и наркотических средств, Областной клинической больницы.
Тут же ему попались на глаза флаконы из-под лекарственных растворов для капельниц и инъекционные иглы. Это опасные медицинские отходы. Директор департамента говорит:
- Свалки будем убирать с участием тех людей, которые их организовали. Доказательств, откуда все привезено, предостаточно. Теперь им придется обратно все это грузить и везти на полигон. Это дополнительные затраты. Жадность порождает бедность.
Специалисты по обезвреживанию ртути грузят осколки ламп в металлический цилиндр. Метлами собирают металл с грунта. Странно все это - медикам ли не знать об опасности столь варварского подхода к утилизации ртутных светильников? Что заставило ОКБ, крупное бюджетное учреждение, пойти на этот шаг? Ведь во Владимире с цивилизованной утилизацией ртутьсодержащего оборудования проблем нет. С 2008 года у нас работает ООО «Инжиниринг», оно сотрудничает даже с управляющими компаниями, принимающими ртутные лампы у населения. Компания перерабатывает в год по 350 тысяч ламп. После обезвреживания они могут быть захоронены на обычном полигоне.
- Когда мы 9 лет назад начинали работать, по нескольку раз в год находили огромные свалки, до 15 тысяч ламп. Сейчас такое случается намного реже. Люди понимают, что это опасные отходы, - говорит директор ООО «Инжиниринг» Михаил Краковский.
Алексей Мигачев предполагает, что владельцы мусора будут неприятно удивлены, когда от них потребуют ликвидировать эту свалку. С большой долей вероятности, они выбросили здесь отходы не сами. Скорее всего, наняли какую-то мусоровывозящую компанию, которая не довезла груз до полигона. Если это так, в организации должны быть документы, и установить (и оштрафовать!) нарушителя не составит труда.
Кроме областной больницы, это место приглянулось какому-то автосервису, небольшому кролиководческому хозяйству и дорожникам. Помимо медицинских отходов, на свалке валяются клетки для животных с остатками сена, детали автомобилей и с десяток куч отборного асфальта. Видимо, не успели уложить вовремя, материал застыл, и его выбросили.
- Лучше бы в деревню какую-нибудь или во двор отвезли, люди им были бы благодарны, - говорит, разглядывая следы бесхозяйственности, глава регионального исполкома ОНФ Сергей Сливин.
Кстати, за асфальтом люди сюда приезжают. Некоторые кучи уже уполовинены. Такая вот народная утилизация.