- Александр Николаевич, насколько подробно вы наблюдаете сферу торговли? О чем свидетельствовуют данные о потребительском рынке?
- Эксперты считают, что в экономике есть два важных показателя, которые точнее всего указывают, как живут люди: сколько они тратят на продукты и товары, и насколько интенсивно развивается промышленность, позволяет ли она людям хорошо зарабатывать (оборот розничной торговли и выработка/потребление электроэнергии).
Оборот розничной торговли - это выручка от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Данные статистики свидетельствуют: покупать в 2016 году по сравнению с 2015 годом россияне (в т.ч. и владимирцы) стали меньше. В нашем регионе индекс физического объема оборота розничной торговли упал до 95,8 процента. Снижение - 4,2 процента. Но за счет роста цен в денежном выражении товарооборот вырос на 4,8 миллиарда рублей и достиг 200 миллиардов 149 миллионов.
Как это соотносится с цифрами по стране? В среднем оборот розничной торговли по регионам сократился на 5-6 процентов. В регионах ЦФО он вырос лишь в Белгородской области и Подмосковье. Упал в Смоленской, Ивановской, Брянской, Ярославской, Тульской и Орловской областях. Падение от 6 до 9,4 процента. Даже в Москве падение на 9 процентов.
- В чем, по-вашему, причина? Эта тенденция только 2016 года или и раньше оборот розничной торговли сокращался?
- Первопричина - сокращение денежных доходов населения. Влияет и состояние бизнес-климата в регионах: каковы условия работы торгового бизнеса - от малых форматов торговли до магазинов шаговой доступности и крупных торговых сетей.
По мнению аналитиков, показатели падения оборотов торговли гораздо тревожнее, чем цифры по замедлению инфляции, которых мы достигли. Если мы приходим в магазин и можем, условно, потратить три рубля, а не пять (а это и происходит), это означает, что предприятия произведут на два рубля товаров меньше. Сократят работников. Остановят «лишние» цеха.
Беспокоит и то, что падение платежеспособного спроса - тенденция устойчивая и стабильная. За три года он в стране упал на 15-20 процентов. У нас в регионе ситуация чуть лучше. В 2011-2014 годы товарооборот увеличивался, а в 2015 году началось сокращение (на 9,4 процента). В 2016 году - еще минус 4,2 процента. В результате за два года у нас снижение на 13,6 процента.
- Можно говорить, что в розничной торговле у нас засилье крупных торговых сетей? Удается ли выжить в конкуренции магазинам шаговой доступности?
- Во Владимирской области в 2016 году в розничной торговле работали 344 крупных предприятия, 13 средних, 249 малых предприятий и 9127 индивидуальных предпринимателей. Наибольшую долю в формирование оборота розничной торговли в прошлом году внесли крупные организации, в т.ч. торговые сети (более 47 процентов). 24 процента пришлось на долю малых предприятий. У ИП - почти 21 процент. Всего 5 процентов пришлось на вещевые, смешанные и продовольственные рынки и ярмарки.
- У всех этих категорий товарооборот сократился?
- В 2016 году рост индекса физического объема оборота розничной торговли показали только крупные сетевые магазины (+10,5 процента). У остальных - снижение. В целом падение во внерыночном секторе составило 4,2 процента. Продажа товаров на рынках и ярмарках сократилась еще больше - на 8 процентов.
- Но в последние годы в регионе много внимания уделяется именно таким формам торговли, как ярмарки и рынки...
- Число рынков снижается. На их базе открываются торговые центры и комплексы. В 2016 году у нас действовало только четыре розничных рынка: по два универсальных рынка и специализированных. Торговых мест в них было порядка 300 (293).
Что касается ярмарок... В IV квартале 2016 года в регионе прошла 131 ярмарка. По сравнению с АППГ года число ярмарок увеличилось на 33. Но вот число торговых мест на них уменьшилось более чем на 300 (339)...
Напомню цифру товарооборота розничной торговли в прошлом году - 200 миллиардов 149 миллионов. Так вот - вклад ярмарок и рынков в эту цифру - всего 5, 2 процента (10,4 миллиарда рублей).
- Что в основном владимирцы покупают на рынках и ярмарках?
- В 2016 году наибольшую долю составляли: по продовольственным товарам - мясо (включая мясо домашней птицы и дичи, продукты и консервы из мяса) более 16 процентов. По группе непродовольственных товаров больше всего спросом пользовалась верхняя одежда (более 30 процентов).
- Сокращение оборота розничной торговли сказалось на численности сотрудников торговых предприятий и на их зарплатах?
- В целом сфера розничной торговли по числу работающих - одна из самых многочисленных, на второй позиции среди всех видов экономической деятельности. В отрасли работают около 50 тысяч человек. Впереди только обрабатывающие производства (около 121 тысячи человек). Среднегодовая численность работников организаций розничной торговли в течение последних шести лет находится в пределах 30-36 тысяч человек. В 2015 году она составяла 31,8 тысячи. Но падение оборота сказалось на численности сотрудников - в 2016 году она снизилась на 2,2 тысячи (до 29,6 тысячи).
Среднемесячная зарплата в розничной торговле с 2012 по 2015 год была стабильной: от 15,1 до 15,7 тысячи рублей. В 2015 году был отмечен значительный рост - до 18,9 тысячи рублей. Но в 2016 году произошел незначительный откат - до 18,5 тысячи.
- Мы стали больше денег тратить на питание?
- В структуре оборота розничной торговли региона в 2016 году удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табак, составил 52 процента. На непродовольственные товары пришлось 48 процентов.
Из общей суммы товарооборота-2016 (200 млрд 149 млн рублей) еды населению продано на 104 миллиарда, а непродовольственных товаров на более 96 миллиардов. И эта пропорция в нашей области держится с 2011 года.
Любопытно также, что в 2016 году сократился (почти на 5 процентов) оборот общественного питания. Люди стали реже посещать кафе, рестораны, пиццерии. Также меньше денег они стали тратить на покупку кулинарной продукции, на заказы еды на работу и домой. Меньше заказываем банкетов, приемов. В этом же ряду - сокращение объемов питания объектами социальной сферы (школами, санаториями, домами престарелых).
- Типичное поведение в ситуации жесткой экономии!.. Но, видимо, даже при актах покупки продовольственных товаров происходит изменение предпочтений? Проще говоря, переходят ли наши земляки на более дешевую еду?
- Больше всего - на 17 процентов - сократился спрос на рыбу и морепродукты. На 12 процентов - на консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов и на молочные напитки. Более чем на 10 процентов - на животные масла. Упал спрос на кондитерские изделия, на продукты из мяса (хотя продажа самого мяса осталась практически на уровне 2015 года). Также в минусе продажи чая, кофе и какао.
Многие владимирцы, похоже, распрощались с вредными привычками. Продажа табака сократилась на 7 процентов, продажи алкоголя и пива с 2011 по 2016 год в переводе в абсолютный алкоголь на душу населения сократилось с 8,65 л до 7,2 л.
Лидерами роста продаж среди непродовольственных товаров стали мобильные телефоны (более чем в полтора раза). При этом самое большое сокращение продаж - у легковых автомобилей (- 20 процентов), видео- и аудиоаппаратура, мебель, игрушки и спорттовары, стройматериалы, верхняя одежда, лекарства.
- Александр Николаевич, а сколько покупает средний житель области и есть ли различия по муниципальным образованиям?
- Из крупных городов в 2016 году меньше всего «пострадал» товарооборот Владимира - на 4,4 процента. Далее идут Ковров (-5,4 процента), Гусь-Хрустальный (более 6 процентов) и Муром (-6,6 процента). Среди районов в прошлом году меньше всего розничный товарооборот сократился в Петушинском, Киржачском, Судогодском районах (от 5,2 до 5,5 процента). Максимальное снижение розничного товарооборота произошло в Муромском и Вязниковском районах (-10 процентов).
Сейчас уже можно говорить о показателях первых двух месяцев нового года. Наши данные говорят о том, что кризисные явления в сфере розничной торговли в регионе продолжаются. По сравнению с АППГ оборот в товарной массе снизился на 1,6 процента. Оборот общественного питания в январе-феврале 2017 года потеря к январю-февралю 2016 года еще 1,3 процента.
НАША СПРАВКА
Индексы физического объема оборота розничной торговли по по городам и районам области | Январь-декабрь 2016 в% к январю-декабрю 2015 |
Область | 94,5 |
Городские округа | |
Владимир | 95,6 |
Гусь-Хрустальный | 93,9 |
Ковров | 94,6 |
Муром | 93,4 |
Муниципальные районы | |
Александровский | 94,1 |
Вязниковский | 90,0 |
Гороховецкий | 94,0 |
Гусь-Хрустальный | 93,0 |
Камешковский | 94,0 |
Киржачский | 94,7 |
Ковровский | 90,6 |
Кольчугинcкий | 93,9 |
Меленковский | 90,4 |
Муромский | 90,0 |
Петушинский | 94,8 |
Селивановский | 93,6 |
Собинский | 93,8 |
Судогодский | 94,5 |
Суздальский | 92,5 |
Юрьев-Польский | 92,7 |