И, очевидно, еще долго будет таковой оставаться. Причины понятны. Отрасль переживает, мягко говоря, непростые времена. При этом, напомню, речь идет о самом дорогом и ценном, что есть у человека, - о здоровье и жизни его самого и его родных и близких.
Главная проблема - бедность населения
То, что "неладно что-то" в нашем медицинском царстве - очевидно. Многие причины этой "неладности" видны даже такому непрофессионалу, как я. Из этой категории причин выделю три, на мой взгляд, главных:
1. Ухудшение здоровья населения (плохая экология, некачественная вода и пища, изменение образа жизни людей с динамичного на сидячий, повышенное количество стрессов и связанный с ней рост употребления табака, алкоголя и наркотиков и т.д.).
2. Коммерциализация медицины (бурный рост платных клиник при весьма скромном наборе гарантированных государством услуг по полису ОМС, а также высокая цена лекарств и таких оздоровительных процедур, как санаторно-курортный отдых и т.д.).
3. Недостаток медицинского персонала вообще и врачей, особенно "узких" специалистов - в частности.
На мой субъективный взгляд, отчасти первая причина, а вторая и третья так целиком и полностью - будут неискоренимы до тех пор, пока уровень жизни населения страны будет таким недопустимо низким, как сегодня.
Будь средний заработок россиян не $500, а хотя бы $2000, мы могли бы себе позволить и более качественные условия жизни (а значит, меньше бы болели), и более качественное медицинско-лекарственное обслуживание.
Также очевидно, что в более богатом обществе доля расходов граждан на здравоохранение была бы выше, чем сегодня у нас. Это означает, что профессия врача (и медика вообще) могла бы стать более доходной. Следовательно, вырос бы интерес к профессии со стороны молодых людей, было бы больше соискателей на студенческое место в медицинском вузе/колледже, в отрасли росла бы конкуренция, в которой обычно побеждает самый талантливый.
Итак, мой первый вывод: до тех пор, пока в стране не произойдет качественного роста благосостояния людей, говорить о принципиальном улучшении медицинского обслуживания что в России, что во Владимирской области - не приходится.
Правильная коллегия
У некоторых читателей, которые согласны с этим моим посылом, может возникнуть вопрос: "Если это так (а это так!), то стоит ли вообще масштабно проводить губернаторскую коллегию по здравоохранению и выпускать джинна из бутылки?"
Мой ответ: коллегию проводить стоило! Обязательно. Хотя бы потому, что коллегия выполнила ряд важнейших функций. Тоже их перечислю:
1. Власть, медики и пациенты должны вести диалог. И такой диалог состоялся. Он не закончен, он должен продолжаться. Но уже сейчас всем понятно: и медики, и пациенты при, естественно, борьбе за свои права, должны знать и понимать трудности и обстоятельства другой стороны.
2. Квалифицированное обсуждение проблем и выработка путей их решения все же улучшает систему в целом. Каждый правильный шаг вместо неправильного спасает десятки и сотни конкретных жизней. Это важно.
3. Внимание, которое уделяют состоянию отрасли власти, медицинское сообщество, пациенты и общественное мнение даже одного региона вынуждает федеральную власть корректировать свои приоритеты. О таких конференциях, которую провели в "белом доме", много пишут в СМИ. Тональность и смысл выступлений фиксируют федералы и на основании "сигналов с мест" принимают решения.
4. Орлова права в том, что медицина - это отрасль, "косяками" в которой пользуется оппозиция и внешние недруги. Упрекать их в этом бессмысленно - на то они и враги, чтобы рвать нас там, где у нас тонко. Это их работа. Поэтому от обсуждения "косяков" надо не уходить, не прятать голову в песок и уж тем более не кричать на всех углах, что у нас все хорошо. Власти не должны отдавать обсуждение проблемы на откуп оппонентам. Напротив, надо возглавить процесс улучшения, предлагая оптимальные и разумные сценарии.
Особенности профессии
Директор департамента здравоохранения Александр Кирюхин предложил сделать отрасль "пациентоориентированной". На мой взгляд, предложение неудачное ни стилистически, ни практически.
Понятно, что долг врача требует помогать людям. Но почему всегда не "благодаря", а "вопреки всему"? Подвиг и героизм красивы, но неэффективны. Подвиг и героизм - это всегда результат отсутствия системы и крайне затратный способ преодоления чьих-то ошибок и недоработок.
Ясно же, что медицинская помощь будет более эффективной, если общество для начала хотя бы задумается над сутью профессии медика. Отрасль должна быть ориентирована не только и не столько на пациента, сколько на врача, на медработника. Без которых ни один пациент не получит никакой помощи.
Начну с того, что люди занимаются тем или иным делом, исходя всего из двух мотиваций. Первая: дело человеку нравится. Второе: дело может человека прокормить. И чем сытнее, тем лучше. Идеальный случай, когда обе мотивации в одном человеке совпадают.
Есть ряд профессий, где материальная компонента не всегда превалирует над моральной. Это священники, учителя, журналисты. И медики. Мессианская мотивация: учить, врачевать тело и душу, делать мир лучше - мощная мотивация. Но делать это надо профессионально.
Следовательно, морально мотивированному человеку необходимы уникальные профессиональные знания и навыки. И если они востребованы большинством населения, такой морально мотивированный и профессионально подготовленный человек не может и не имеет права оставаться голодным. Лучший врач - сытый врач.
Но... "Они должны лечить нас при любых обстоятельствах! Они же принимали клятву Гиппократа!" - думают и говорят пациенты.
Они правы? Нет. Во-первых, никакой клятвы Гиппократа медики не дают. Это миф. Есть "Клятва российского врача", но это скорее церемониал, а не юридический документ. Конкретные профессиональные обязательства медиков подкрепляет Уголовный кодекс, где полтора десятка статей предусматривают их уголовную ответственность за различные виды профессиональных преступлений.
Был бы врач, статья найдется. И вряд ли это разумная ситуация. Поэтому первое, что надо бы делать - радикально декриминализировать профессию. Это не требует финансовых и организационных затрат. Законодателю всего лишь надо понять, что отличительная черта профессии - ее высокая рискованность.
Что делает медик? Он вмешивается в процесс жизнедеятельности человеческого организма. Тут невозможно "набить руку", как на конвейере. Каждый случай уникален, а порой и слабо изучен. Каждый сопровождается высокой степенью врачебного риска.
В нынешней же ситуации врач сто раз подумает, что ему делать: рискуя, продолжать лечить или плюнуть на лечение, чтобы не попасть под суд.
Второе: права пациентов не должны быть выше прав врачей. Вот почему я не согласен с тезисом Кирюхина, хотя думаю, что он как врач и сам понимает, что его тезис о "пациентоориентированности" больше для публики, нежели для профессиональной среды.
Права врача уже сейчас значительно больше ущемлены, чем права пациента - и это ненормально.
Кто такой врач? Профессионал, обладающий уникальными знаниями. При этом он постоянно рискует, мало получает, со всех сторон обложен начальством, отчетностью и страхом уголовной ответственности.
Кто такой пациент? Не хочу никого обидеть, но это просто физически смертный человек, который порой болеет потому, что сам сделал для этого все возможное. Плюс, он не может достойно оплатить труд уникального профессионала.
Тогда на каком же основании пациент предъявляет к врачу заведомо завышенные требования?
И, наконец, третье: государство обязано гарантировать медику не только безбедное существование, но и повышенные гарантии личной безопасности.
Да, безусловно, пациентов надо уважать, беречь и лечить с максимальной эффективностью. Но популистские заигрывания с пациентами в ущерб правам и авторитету врачей дадут только вред.
Фото с сайта newsmit.livejournal.com.