Все сравнивают новый фильм Валерия Тодоровского с «Черным лебедем» Аронофски. Зря. Потому что «Большой» о другом, и у него своя магия.
На самом деле фильм навевает ассоциации совсем с другими экранизациями будней и драм юных балерин - двумя блистательными мини-сериалами: «Виллисы» Нурбека Эгена 2002 года и «Плоть и кости» 2015-го, которые хоть и сняты в США, но во главе команды режиссеров там стоял выходец из СССР Алик Сахаров. А кто лучше наших понимает балет?
В отличие от Аронофски, сконцентрировавшего на вживании артистки в роль, Эген и Сахаров сумели показать многогранность балета и усилия девчонок ради него, которые - без шуток - часто весь свой творческий путь буквально балансируют на грани личностного героизма. Перед этим трудно не благоговеть. Как трудно не влюбиться в балет, при всей его беспощадности к своим служителям. И Валерий Тодоровский своим «Большим» серьезно добавляет пищи для такого благоговения и такой любви. При этом его кино более зрительское, потому что в основу сюжета режиссер положил извечную и любимую миллионами историю о Золушке, у которой есть своя фея. Пусть не такая добрая, как в сказке-первоисточнике, но зато бесконечно талантливая, справедливая и отважная, готовая ради подопечной ставить на кон собственную репутацию. Отдельный респект Тодоровскому за выбор актеров: Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина, Александр Домогаров, юные Маргарита Симонова и Анна Исаева в «Большом» будто и не играют вовсе, а живут. Кстати, Симонова и Исаева и правда живут — они профессиональные балерины.