Стать летчиком он мечтал с детства. Хотелось непременно быть, как Чкалов.
- Начинал летать в спецшколе на планере. Его подцепляли тросом к хвосту самолета У-2 и на высоте 300-400 метров отпускали, - вспоминает Андрей Михайлович.
Позже, на военном аэродроме под Ленинградом, летчик Артамонов после винтомоторных осваивал реактивные самолеты МИГ-15. В его эскадрильи были опытные летчики. Они давали советы новичкам.
- Сначала мы летали с инструктором, потом «добро» на самостоятельный вылет давал сам командир полка. Самое сложное - посадка. Она требует высокого мастерства. Все должно быть до предела четко. Многие разбивались именно во время посадки, особенно ночью, - рассказывает Андрей Михайлович. - Недавно в Средиземном море наши истребители не смогли сесть на палубу авианосца «Кузнецов», потому что это очень сложно. У летчиков должна быть постоянная тренировка, без перерывов. У нас с этим было очень строго. Допустим, после отпуска для летчика предусмотрена была «вывозная» программа. Сам был инструктором ‑ знаю, как это важно. Помню свой первый самостоятельный полет при пересадке на другой тип самолета - сверхзвуковой истребитель МИГ-19. Волновался, конечно. Скорость ‑ 1400 километров в час. Два мощнейших двигателя. И сложную посадку помню ‑ все прошло благополучно.
- Расскажите про самую экстремальную ситуацию.
- Мне приказали облетать самолет МИГ-17. Я тогда уже был опытным пилотом. Разбежался на взлет. Большая скорость. Вдруг заметил ‑ ручки управления не двигаются. Смотрю ‑ край аэродрома. Двумя руками схватил ручку. Самолет плавно оторвался от земли. Сделал несколько кругов. «Управление тяжелое! Иду на посадку!» - передал на командный пункт. Сажал самолет, изо всех сил держа штурвал двумя руками. Позже выяснилось, что специалисты перепутали трубки отвода и подвода. Потому и нагрузка была свыше 100 кг. Но, к счастью, сумел тогда посадить самолет.
Андрей Михайлович налетал 17 лет. На его счету - более тысячи часов боевых вылетов, 12 прыжков с парашютом.
- В январе 1953 года наш 298-й ночной истребительный полк прибыл в Северную Корею, - вспоминает Артамонов. - На самолетах - опознавательные знаки КНР. В полет брали только удостоверение, написанное на китайском и корейском языках. Без фамилий. Аэродромы также были на китайской территории. Официально Советский Союз не принимал участие в военных действиях, поэтому конспирацию соблюдали по полной программе. И за три года войны ни один советский солдат и офицер в плен захвачен не был.
За мужество при выполнении особо важных заданий Андрей Артамонов был награжден орденом Красной Звезды.
- С началом сумерек наш боевой полк выступал на ночное дежурство. Истребители поднимались в небо ночью по одному. Мой позывной ‑ 29-й, - рассказывает ветеран. - С вражеской стороны действовали штурмовики-бомбардировщики Б-29. Нас предупреждали об этом. Когда поступала команда, я находился в дежурном домике на аэродроме ‑ в комнате с двухъярусными нарами. Обычно вбегал посыльный солдат и кричал: «Артамонов, готовность!» Я соскакивал со второго этажа и бежал в темноте к самолету, который стоял в 70 метрах на взлетной полосе. Техники и механики все время находились там на дежурстве. Я поднимался по лесенке, садился в кабину, надевал парашют, привязывал ремни, запускал двигатель и после команды взлетал.
Полоса гасла. Во время воздушной тревоги город Андунь погружался в сплошную темень ‑ все отключалось, на земле ни одного огонька. Ведешь борт по приборам. Наша задача ‑ сбить самолет противника или хотя бы помешать нанести бомбовые удары на стратегические объекты. Однажды подняли в воздух сразу 10 наших истребителей. Услышали команду: «Противника не видим. Ищите цель сами!» Мы знали этот район, бороздили его и расположились лесенкой. Первый самолет - на высоте 2000 метров, следующий на 300 метров выше и так далее. Помогали прожектористы. В итоге часть бомбардировщиков сбросила бомбы, но большинство испугались и развернулись.
Сыновья подполковника Артамонова тоже стали летчиками. К счастью, им не пришлось воевать. Но «Артамоновы всегда готовы были идти впереди. Не было такого, чтобы прятались за чужие спины».
Досье «ВВ»
Андрей Михайлович Артамонов ‑ военный летчик-истребитель, подполковник запаса. Родился 8 августа 1926 года в д. Горки Судогодского района. В 1945 году окончил специальную школу ВВС в Иванове. Затем в 1950 году Борисоглебское военное училище летчиков им. Чкалова. Участник войны в Корее. С 1954 по 1962 год служил в Прибалтике и ГДР. После ухода в запас до 70 лет трудился во «Владимирэнерго». Среди многочисленных наград - орден Красной Звезды, орден «За трудовую доблесть», медали «За боевые заслуги», «Ветеран Корейской войны».