И это все о нем...
Упорством и изворотливостью бизнесмена Фролова нельзя не восхищаться. Его - в дверь, он - в окно. Последние три года фамилия предпринимателя появляется в областных СМИ с завидной регулярностью: если речь заходит о некачественных продуктах, поставляемых в лечебные и социальные учреждения региона, то наш антигерой - в центре внимания. Возможно, скоро его имя собственное переедет в категорию «имя нарицательное». Фроловыми мы будем называть всех, кто хорошо знает, как использовать в свою пользу несовершенство законов (например, 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») и, простите за сленг, гнать исключительное фуфло.
На коллегии предприниматель (господин Фролов все время что-то предпринимает) заочно сумел удивить даже губернатора. Главный врач детской областной клиники Светлана Макарова рассказала, что вернуть «благодетелю» подпорченные продукты архисложно и чаще всего невозможно без вмешательства судебных инстанций, а конкурсы он выигрывает, потому что сбивает цену, совершенно не заботясь о качестве. Светлана Орлова спросила, как признанный недобросовестным поставщик может выигрывать право на поставку продуктов. Вице-губернатор по имущественным и земельным отношениям Елена Мазанько пояснила, что у Фролова восемь разных контор. А начальник Владимирского УФАС Алексей Потанин уточнил, что у предпринимателя 37 новорожденных «филиалов» - вот такой он многоликий.
С многоликостью решили бороться всем миром: руководители бюджетных организаций, АВО и депутаты, УФАС, прокуратура (губернатор лично попросила «око государево» обратить свой пристальный взор на Фролова), ТПП. Сможет ли господин Фролов и на этот раз всех обставить? Время покажет, но больных надо кормить регулярно: питание в стационарах должно быть лечебным и организованным согласно минздравовским нормам и рекомендациям.
А как у других?
Не стоит думать, что организация горячего лечебного питания пациентов - исключительно проблема владимирских больниц. В других регионах тоже есть свои фроловы. Но что нам они - со своим бы разобраться... А вот положительный опыт не грех и позаимствовать.
Как решают проблему в различных субъектах Федерации? Один из самых верных способов - отдать больничный общепит на аутсорсинг сторонней фирме с хорошей репутацией, наличием ресурсов и опытом работы в этой сфере. Услугами таких организаций уже пользуются около четверти российских лечебных учреждений.
Результаты от этой меры исключительно положительные. Так, например, в Рязани согласно опросу, проведенному министерством здравоохранения этой области, после перехода роддомов на «питательный» аутсорсинг на вопрос анкеты «Удовлетворены ли вы качеством организации питания и качеством самого питания» 83% опрошенных ответили утвердительно. В эру «до аутсорсинга» процент довольных кормежкой рожениц был значительно скромнее.
В прошлом-позапрошлом годах услугу по организации питания пациентов отдали на аутсорсинг несколько лечебных учреждений Тульской области: психиатрическая больница № 1 им. Н.П.Каменева, Новомосковская городская клиническая больница, Тульская городская клиническая больница скорой помощи, областной противотуберкулезный диспансер № 1, областная клиническая больница. Нареканий к аутсорсеру ни у пациентов, ни у больниц нет.
Опыт передачи организации питания специализированным компаниям есть и в Самарской области.
- Мы перешли на аутсорсинг питания с 1 января 2014 года, - рассказывает главный врач самарской горбольницы № 3 Анатолий Некрасов. - Наш пищеблок обслуживает 200-300 человек ежедневно, это очень большая нагрузка. С переходом на новую систему организации питания мы вышли на новый уровень. Если до этого мы могли себе позволить только 3-разовое питание, то сейчас больных кормят 5 раз в день. Забот с пищеблоком стало меньше. Сроки соблюдаются, с персоналом пищеблока проблем нет, качество питания хорошее. Оборудование специальное на кухне поставили. Все готовят согласно нормам и меню-раскладке. В общем, я считаю эту систему правильной, каждый должен заниматься своим делом: мы - лечить, они - готовить.
Выгодное разделение труда
Заметим, что и для Владимирской области система аутсорсинга в медицине не новинка. Несколько лечебных учреждений региона (в том числе и те, кто годами страдал от несвоевременных или некачественных поставок продуктов «от Фролова») сделали расчет и убедились, что для больницы выгодно привлечь аутсорсера.
В 2016 и 2017 годах на аутсорсинг в организации питания перешли Киржачская и Александровская районные больницы, стационары Коврова, Кольчугинская, Петушинская и Камешковская ЦРБ (сервисная компания - ООО «Здоровое питание»).
Еще раньше система прошла обкатку в ОКБ. По итогам открытого конкурса заключен контракт с фирмой-аутсорсером у ГБУЗ ВО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г. Владимира» (сервисная компания - ООО «Клязьма-Тур»).
Передача организации питания на аутсорсинг избавила больницы от необходимости тратить время и ресурсы на закупку продуктов через торги и содержание убыточных собственных пищеблоков. Высвободившиеся средства направлены на доплату врачам, на текущие ремонты, на приобретение нового современного оборудования.
В условиях часто меняющихся цен и вероятности довериться ненадежному поставщику аутсорсинг - большой плюс. Сейчас лечебные учреждения, отдавшие предпочтение этой системе, сосредоточены исключительно на контроле за качеством лечебного питания, которое по-прежнему остается неотъемлемой частью комплексной терапии больного. Пациенты почувствовали разницу и оценили результат, а бюджет получил необходимую защиту от посягательств дельцов, зарабатывающих деньги на больных людях.
ФАКТ
Занятие лечебно-реабилитационными процедурами в комфортных условиях значительно улучшает качество оказания медицинской помощи пациентам.
В декабре 2016 года в стационаре городской клинической больницы № 5 г. Рязани состоялось открытие нового зала лечебной физкультуры. Такая возможность появилась благодаря освобождению помещений пищеблока при переходе на питание больных в условиях аутсорсинга.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ирина Григорян,
главный врач Кинешемской ЦРБ
(Ивановская область):
- На питание одного больного в день уходит около 80 рублей. Конечно, полноценным такое питание не назовешь. Кроме того, требования к пищеблоку со стороны СанПин очень жесткие. Пищеблок больницы эти требования выполнить не может. Имеющееся оборудование в основном устаревшее, не дает возможности приготовления необходимого и качественного лечебного питания. Именно поэтому мы решили перейти на аутсорсинг.