10 мая 2017 в 18:24

Как за неделю нашлись два моих прадеда

Мне не раз доводилось писать о работе поисковиков, о чудесном возвращении с войны без вести пропавших солдат, когда спустя 70 лет после их гибели в бою вдруг прояснялась их судьба, а неизвестные герои обретали имена и заслуженную славу, как заполнялись белые страницы семейных историй, как оправдывались надежды тех, кто все это время ждал и надеялся... «Что вы чувствуете?» - этот вопрос я задавала всем родственникам солдат, найденных поисковиками. И вот теперь мне самой довелось пережить всю бурю этих эмоций: до мурашек, до слез и бессонных ночей. В течение одной недели нашлись сразу два моих прадеда.

Началось все с сообщения от знакомых поисковиков: «Список эксгумированных в Смоленской области солдат Великой Отечественной войны: Вакулюк Василий Андреевич, старший лейтенант, 1905 г. р. Опознан по медальону. Не ваш случайно?»

Да, он был родом из той же деревни, что и мой дед. Но там чуть ли не каждый второй - Вакулюк. Имя его мне ничего не говорило. Звоню дедушке-ветерану. Ему, для понимания, 90 лет. А он, не раздумывая, отвечает: «Это мой дядя!»

Ну, конечно, он же рассказывал про него много раз. Тот самый дядя, который служил в райкоме партии и 22 июня 1941 года приехал в село сообщить о начале войны, поскольку радио тогда не было. А потом он ушел на фронт и больше уже не вернулся. Жена, не получая никаких известий о нем, выходила к каждому эшелону на станции и расспрашивала солдат: «Не видели ли моего Василя?» Измученная неведением женщина попала под встречный поезд. Двое детей остались сиротами. Их вырастили родственники.

В апреле 2007 года поисковики нижегородского отряда «Феникс» во время весенней Вахты Памяти нашли Василия Андреевича в братской могиле под Велижем. Это было санитарное захоронение на полуметровой глубине. В нем лежали 13 бойцов. У четверых были медальоны. Прочитать удалось только один ‑ моего прадеда.

Поисковики написали на Украину, в его родные Михайленки. Там жил еще его сын, которому и вручили медальон. Похоронили Василия Андреевича Вакулюка 6 мая 2007 года на воинском мемориале у деревни Нижние Секачи Велижского района Смоленской области. Причем в той церемонии участвовали и владимирцы, в том числе командир поискового отряда «Земляк» Олег Гуреев. Вместе с моим прадедом был похоронен и наш земляк Дмитрий Григорьевич Линьков.

Мой дед, племянник Вакулюка, получил эту весть лишь спустя 10 лет после того, как имя его дяди было высечено на гранитной плите братской могилы в Нижних Секачах. Дело в том, что потомки Василия Андреевича в наших поколениях ‑ уже очень далекая нам родня. Вакулюков было девять братьев и сестер. Но благодаря этой истории мы их разыскали, и оказалось, что они ‑ ближе, чем мы думали. Правнучка Василия Андреевича перебралась с Украины в Подмосковье.

Но еще больший сюрприз меня ждал, когда я решила проследить боевой путь своего прадеда. Оказалось, что он, будучи старшим лейтенантом, командовал батальоном 403-го стрелкового полка 145-й стрелковой дивизии второго формирования, в которой служило много владимирцев. Должность эта майорская, но под Смоленском было такое кровавое пекло, что командного состава катастрофически не хватало. Командир поискового отряда «Небо Родины» Евгений Агафонов нашел в архивных документах донесения о последнем бое прадеда 18 апреля 1942 года. Это было короткое наступление в боях за Велиж, захлебнувшееся спустя четыре дня. Весной 1942 года 145-я дивизия потеряла 70 процентов личного состава. Старший лейтенант Вакулюк погиб на опушке леса у юго-восточной окраины деревни Тивонцы.

Когда это произошло, его родное село Михайленки Житомирской области было уже под немецкой оккупацией. Поэтому, рассказал мне мой дед, похоронка пришла не жене, а брату, который в то время воевал на Волховском фронте. Брат так и не смог оправиться после ранения. Его личные вещи из госпиталя прислали матери в Михайленки. Она-то и нашла в вещмешке похоронку на Василия. В один день узнав о смерти двух сыновей, она слегла.

Через месяц ее не стало.

Эту историю я раньше тоже слышала от деда, но никогда даже не спрашивала, как звали дядю. А тут решила посмотреть и о нем в ОБД «Мемориал». Никто из нашей семьи не мог вспомнить его имени. И только 90-летний дедушка твердо сказал: «Степан. Он был казак, и мне еще до войны подарил штаны с лампасами».

Когда я увидела, что выдал мне «Мемориал», то глазам своим не могла поверить: «Похоронен в селе Рощино на кладбище эвакогоспиталя 4063 Собинского района Ивановской области».

Тот госпиталь, где он лечился, в войну находился в усадьбе Воронцовых в селе Андреевском. Я была там в 2014 году, и кладбище госпитальное посещала тоже. Меня поразила трогательная забота об этом воинском захоронении школьной учительницы из Петушков Галины Афанасьевны Саломатиной. Впечатления от той творческой командировки вылились в серию публикаций «Воронцовский дух, или На ком держится Россия», которая была удостоена награды всероссийского конкурса «Патриот России». Но представьте себе, я тогда даже подумать не могла, что эти места связаны с родным для меня человеком!

Теперь мы знаем и боевой путь Степана Андреевича Вакулюка. Он родился в 1910 году. Выпускник кавалерийского училища Донского казачества, в армии ‑ с 1932 года. Майор, помощник начальника отдела штаба Харьковского военного округа, комендант штаба Волховского фронта. 3 ноября 1943 года награжден медалью «За оборону Ленинграда». 7 февраля 1944-го он поступил в госпиталь со сквозным ранением легкого. Адрес родственников медперсоналу сообщить отказался. 15 мая 1944 года Степан Андреевич умер и был похоронен на госпитальном кладбище.

В 1985 году этим кладбищем стала заниматься руководитель историко-краеведческого музея петушинской школы № 17 Галина Саломатина. Ей передали списки похороненных здесь офицеров из штаба похода по местам боевой славы. Вместе с учениками она разыскала родственников 69 воинов, в том числе и Степана Андреевича. Там же, в Михайленках, нашелся его племянник Василий Григорьевич Вакулюк. Он переписывался со школьниками и даже приглашал их в гости.

А другой племянник, Василий Алексеевич Чешук, в это время жил во Владимире и не знал, что дядя его лежит совсем рядом. Он покинул родные Михайленки в 1943-м, когда был призван в армию. О смерти обоих дядей ему написали на фронт. После войны Василий Алексеевич служил в разных уголках страны. А закончив службу, уволился именно во Владимир. Это для него был город-мечта. Дело в том, что по пути на фронт его эшелон сделал остановку во Владимире. Солдатам устроили небольшую экскурсию. И мой дед, будучи поражен красотой этих мест, загадал: «Если только останусь жив, вот бы хоть немного пожить в этом городе...» Это сбылось спустя 30 лет.

Сейчас он ‑ единственный потомок, который общался с братьями Вакулюками. И если бы не его отличная память и ясный ум, вряд ли бы нам удалось восстановить эти страницы семейной истории.

9 мая Василий Алексеевич посетил могилу дяди в Петушинском районе. Он привез туда горсть велижской земли, которую доставили ему владимирские поисковики, на днях вернувшиеся со Смоленщины с Вахты Памяти. Это был трогательный момент воссоединения семьи, встреча трех ее славных представителей, трех фронтовиков.

Спасибо всем, кто помог этому случиться.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
час назад Фермер из Александровского района заготавливает и перерабатывает березовый сок
Житель поселка Майский Сергей Батурин - личность неординарная. Это становится ясно, когда узнаешь, сколько он имеет образований и специальностей. Он и агроном, и педагог-психолог, и регулировщик радиоэлектронной аппарату…
сегодня в 10:54 Во Владимире городские службы устраняют последствия штормового ветра
Во Владимире специалисты городских служб устраняют последствия вчерашней непогоды: из-за шквалистого ветра в городе упало несколько деревьев, в некоторых случаях повредив при этом провода.