Какая церковь по счету?
Модератором дискуссии выступила президент медиахолдинга «БАНКО» Татьяна Димитрова. Холдинг 20 лет работает в сфере туризма. Экспертами пригласили вице‑президента «Лиги Караванеров» Вадима Дашука и представителя клуба автопутешественников «Тундра-клуб» Михаила Шишова. Был также и инвестор Доброграда Владимир Седов.
В этом году кроме полувекового юбилея маршрута «Золотое кольцо России» - 25 лет его работы в рыночных условиях.
И вот выяснилось, что «Большое кольцо» не обходится без «Малого»... Это окружность вокруг большого кольца, в которую вписаны кроме традиционных Владимира и Суздаля еще Муром, Гусь-Хрустальный и ряд других городов области. Но при чем тут Ковров и Ковровский район?
Ключевые слова тут «новые турпродукты». Десятилетиями Владимиро-Суздальская земля устойчиво ассоциировалась лишь с древними храмами. Тезис о том, что здесь все дышит историей, был главной «заманухой» для туристов еще во времена СССР. Но сегодня после посещения пятой по счету церкви турист (особенно иностранный) часто спрашивает: «А вы точно показываете разные храмы, а не водите нас с разных входов в один и тот же?»
Если мы действительно хотим неуклонного роста турпотока, одних храмов, как бы великолепны они ни были, уже недостаточно. Более того, речь идет о туристах, а не о путешественниках, которые, насладившись видами, отметятся на Владимирской земле и проследуют дальше. Нас ведь главным образом интересуют люди, которые не просто осматривают наши достопримечательности, а оставляют здесь деньги. И не только на посещение музеев, но и на сувениры, а главным образом - на сервис: проживание, питание, транспорт и т.д.
Так что пакет традиционных мест обзора, а также сервисов необходимо расширять и дополнять. Именно об этом ‑ о проектах, выходящих за рамки понятия «Русь златоглавая» - было очень комфортно говорить именно в Доброграде.
Стартовая точка
Сессию открыла презентация города для жизни в исполнении Владимира Седова. Он в проекте «Доброград» и инвестор, и топ-менеджер, и автор.
О том, что такое Доброград, «ВВ» не раз подробно рассказывали. Не грех повторить. Это многогранный проект как с платными, так и бесплатными услугами. Фешенебельный отель, коттеджный поселок, обширная парковая зона для активного отдыха, система спортивных сооружений и детский лагерь отдыха.
Проект произвел впечатление на представителей туркомпаний из столицы - они в Доброграде составляли половину участников дискуссии. Дорого-богато. Но есть что посмотреть и в бюджетном формате.
Новеллой можно считать слова Седова о взаимодействии Доброграда с конкурентами «города для жизни». Например, туркомплекс «Велес», с которым Доброград взаимодействует при решении вопроса о многодневном отдыхе. Туристов трансфером везут на ночевку в «Велес», а утром возвращают в Доброград. Но это временно, пока вторая и третья очереди отеля в Доброграде не достроены.
Еще один инструмент, решающий проблему размещения гостей ‑ т.н. «караванинг», то есть путешествия с проживанием в автодомах и автоприцепах.
И в первом, и во втором случае Доброград рассматривается как место постоянной дислокации во время многодневного отдыха. При этом у гостей появляется возможность обследовать «Золотое кольцо» - и классическое, и малое. Гамма впечатлений у туристов значительно расширяется.
- Караванинг получил поддержку в Ростуризме. Уже написана стратегия направления. Поэтому любая новая площадка ‑ а их всего сейчас три-четыре в стране ‑ это большой плюс в его развитии, - отметила председатель комитета по туризму АВО Наталья Май. - Если в Доброграде появится площадка для караванеров, это станет дополнительной возможностью показать регион туристам, в том числе иностранным, учитывая популярность автопутешествий в Европе.
Кстати, вот любопытный вопрос: а какого туриста мы хотим видеть? Массовый поток людей, у которых имеется этнографический интерес, но с финансами негусто? Или богатеньких буратин, которые предпочитают индивидуальные и эксклюзивные туры? А может, вездесущих гостей из Китая?
Для каждой категории гостей нужен свой пакет сервисов. Одним продуктом и сервисом удовлетворить все разнообразные запросы сегодня, увы, невозможно. Надо ставить приоритеты и соблюдать баланс.
Ты помнишь, как все начиналось?..
В емкой ретроспективе президента Ассоциации внутреннего и въездного туризма России, президента ГК «Владимир-
инвесттур» Владимира Шарова была вся история вопроса.
В систему плановой советской экономики такие понятия, как реклама и маркетинг, не входили. Был сбыт, который предполагал, что достаточно произвести продукт или сформировать услугу, и ее потребитель найдется всегда. Главное, чтобы объем продукта-услуги соответствовал плановым показателям. А план спускали сверху.
В 90-е, когда плановая экономика рухнула, многие предприятия и организации тоже рухнули. К сфере туризма, особенно внутреннего, описанный процесс относится в полной мере.
С потоком из-за рубежа дело обстояло чуть лучше, поскольку даже в самые консервативные времена такие организации, как «Интурист», работали гибко. Конкретно во Владимирской области кризис 90-х проходил мягче, чем во многих других уголках России. И дело тут не только в эксклюзивности исторических памятников (хотя и это сыграло роль), но в необычайной по тем временам прозорливости государственных людей, которые отвечали за развитие туризма. Владимир Шаров не раз с благодарностью упоминал имя Алисы Аксеновой, долгие годы возглавлявшей ВСМЗ. А затем об актуальных проблемах музея-заповедника рассказал преемник - нынешний его директор Игорь Конышев.
Навстречу пожеланиям трудящихся
На конкретных примерах он показал, как может государственное учреждение реагировать на запросы рынка. Например, гибкий график работы музеев. Для тех, кто застрял в пробках по пути из столицы, надо продлевать рабочий день. Ради туристов из КНР, которые склонны вставать рано, нужно на час-другой пораньше открыться.
И, конечно же, повышать уровень и качество обслуживания. Это касается всего, включая пристойные общественные туалеты. Мальчики ‑ налево, девочки ‑ направо больше не ходят. Или вот автобусы... Сегодня парк комфортабельных транспортных средств, рассчитанных на различные по численности тургруппы ‑ наисложнейший вопрос, который нужно решать, если мы хотим видеть на Владимирской земле много туристов.
Далее. Увы, но Россию не назовешь страной улыбок. Мы можем быть хлебосольными и искренними, но вот услужливость и улыбчивость не стали пока сильной чертой нашего национального характера. Да и станут ли?..
Впрочем, никто из участников сессии не претендовал на коренной слом менталитета. Опыт (например, таких проектов, как агрохутор «Казачий курень» в Петушинском районе) доказывает: индивидуальный подход возможен.
Поедем поедим?
Питание туристов ‑ еще один ключевой момент. Даже не как гастрономический туризм, а чисто поесть. Самые яркие впечатления от поездки могут быть безнадежно испорчены тухлой котлетой и наглостью официанта.
Вице-президент Ассоциации малых туристических городов Игорь Кехтер рассказал, что Ассоциация подписала соглашение с группой частных предприятий общепита. Оно, с одной стороны, дает кафе или ресторану преференции и дополнительно привлекает туристические группы, а с другой ‑ налагает на предпринимателей обязательство строго соблюдать единые требования к качеству обслуживания и самих блюд.
Интересным был вывод о правильном брендировании. Многие участники дискуссии сетовали, что в последнее время негативной тенденцией стало бесконтрольное «клонирование» однотипных брендов, что приводит к обесцениванию туристических продуктов. Тульский пряник уникален, как и дымковская игрушка, хохломская роспись. Но в каждой деревне по пути следования туристов полно «своих исконных», но однотипных пряников, свистулек и расписных подносов. И в итоге турист не купит ничего. Никто не призывает к картелю, но разумные ограничения необходимы.
В чем все были единодушны, так это в том, что залогом успеха туристической отрасли сегодня является взаимодействие всех игроков рынка в сочетании с конкуренцией. Ценностью являются и древние храмы, и современные кемпинги, и национально-колоритные хутора. Если у туристов будет выбор, они не проедут мимо нашего региона, задержатся здесь, оставят свои деньги, а потом даст бог вернутся еще.