Ну так и не в каждую больницу России иностранный пациент поедет. Вот в ковровский Первый клинический медицинский центр ‑ поедет. Да и потом, кто сказал, что лечиться к нам мы ждем сплошь избалованных немцев и англичан?
Деньги поляков или, скажем, китайцев ничем не хуже.
Рынок медицинского туризма в мире растет. Россия обязана занять свою нишу. Увы, пока что под термином «медицинский туризм» мы, скорее, понимаем поездки наших соотечественников в клиники Европы и Израиля, а не наоборот. Впрочем, статистика говорит: иностранцы и в российских больницах - не такое уж редкое явление. И есть тенденции к росту. Президент Ассоциации медицинского туризма Константин Онищенко говорит, что общее число иностранных пациентов в российских клиниках выросло вдвое за прошлый год. И рост продолжается.
- Медицинский туризм как продукт в мире давно занял нишу в туристической индустрии. Обороты ‑ десятки миллиардов долларов. И почему России нет у этого пирога? - задал риторический вопрос Онищенко, явно противореча самому себе. Так есть у нас «пирог» или его нет?
Основная мотивация медицинских туристов ‑ это либо высокая стоимость медицинских услуг в своей стране, либо отсутствие (или низкое качество) медицинской инфраструктуры там. Есть и эксклюзивные причины: например, в своей стране долго надо ждать таких процедур, как трансплантация органов.
Больше всего иностранных пациентов привлекают как раз развивающиеся страны. В большинстве из них есть «специализация»: Сингапур известен терапией стволовыми клетками, Бразилия - косметической хирургией, а Барбадос ‑ лечением бесплодия. Там сплав высокого качества медицинских услуг и низких (по сравнению с Европой и США) цен. Плюс ‑ доступное проживание и питание. Плюс ‑ поддержка отрасли правительствами, вплоть до упрощения визового режима для пациентов и их сопровождающих, их правовой защиты и повышения безопасности иностранных гостей.
Но и развитые страны Запада тоже многое могут предложить иностранным пациентам. Несмотря на высокие цены, Япония, США, Великобритания, Германия, Франция, Израиль имеют и топовые медицинские технологии, и отличный персонал, и жесткие стандарты качества и безопасности.
Нашим медикам, думается, в основном стоило бы сосредоточиться на переманивании к себе пациентов из Москвы и других относительно богатых городов России. По соотношению цена - качество это их самый перспективный хлеб. А свободно конвертируемые иностранцы пусть остаются пока вишенкой на торте.
Но и положительный опыт приема зарубежных пациентов во Владимирской области есть. И не только в частной медицине, но и в государственных учреждениях. Так, по крайней мере, считает главный врач областной клинической больницы Любовь Быкова. Она уверена, что широкий спектр предлагаемых услуг и качество медицины сочетаются в ОКБ с комфортом, который больница обеспечивает всем пациентам.
Участники форума говорили не столько о самой медицине, сколько о важных, но сопутствующих вещах. Например, о комфорте в широком смысле этого слова. «Медицинский турист» - специфическая категория. На лечение едут люди, не на курорт. А тут наша действительность во всей красе: виза, таможенный контроль, дорога до клиники...
Или вот ‑ языки. Разумеется, в тяжелых случаях пациентов сопровождают доверенные лица. Но даже у них как минимум могут возникнуть проблемы с иностранным языком. Трудно себе представить, что все поголовно наши врачи владеют английским в той степени, чтобы понять, что болит у пациента и от чего его надо лечить.
Поэтому, говоря о медицинском туризме, нужно рассматривать весь комплекс проблем. Такой комплексный подход пытаются практиковать в ковровском ПКМЦ. Тут медицинский сервис включает все: от встречи пациента в аэропорту до передачи его лечащему врачу. В клинике есть штатные переводчики, практически все врачи и медперсонал владеют как минимум одним иностранным языком.
Но какую именно медицину в России продавать? Статистика говорит о наиболее востребованных направлениях: стоматология ‑ 44 процента, гинекология - около 18 процентов, урология и кардиология - 20 процентов.
- У России уже сложилась хорошая репутация по решению операционным путем коронарного шунтирования. Это востребованная операция и за рубежом. В Америке она стоит 100 тысяч долларов, - отметил Онищенко.
В России больше всего иностранных пациентов лечится в Москве и Санкт-Петербурге. С недавних пор в списке востребованных медтуристами городов появились и города Владимирской области.
На федеральном уровне необходимо введение медицинской визы, ускоренной процедуры ее получения для больных. Несколько дней/недель на получение нашей визы в консульстве РФ где-нибудь во Франции для обычных туристов хоть и дискомфорт, но терпимый. А для больного человека это вопрос жизни и смерти.
Но медицинский туризм ‑ это не всегда драма. Модное (и мощное) его направление ‑ детокс, т.е. очищение и омоложение организма. И, конечно же, пластическая хирургия. В том же ПКМЦ именно пластика и детокс - стратегическая перспектива. Но если все же браться за дело всерьез, надо говорить о радикальных вещах: резком повышении общего и профессионального уровня наших врачей и клиник с попутным и максимальным открытием страны для всех ее гостей.
ЦИФРЫ
Въездной медицинский туризм в 2015 году принес России от 7 до 10 миллиардов рублей (данные советника министра здравоохранения Игоря Ланского). В том году в Россию лечиться приехали около 10 тысяч иностранных граждан. Президент Ассоциации медицинского туризма Константин Онищенко сказал, что медтуризм за прошлый год вырос вдвое. Значит, можно говорить о сумме доходов в 14-20 миллиардов?
Вряд ли. Как так: «от 7 до 10 миллиардов»? Невозможно подсчитать точно? Разные методики подсчета? Уж очень велик разброс показателей, уж очень приблизительны данные для сколько-нибудь научного подхода и четкого анализа.